День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Классика драматургии на сцене ТЮЗа

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://dengoroda-nn.ru/ru/kulturnaya-sreda/klassika-dramaturgii-na-stsene-tyuza#sigProGalleria65d5f6eb89
joomlamodniyportal.ru

В репертуаре театра юного зрителя появилась постановка для семейного просмотра – «Стеклянный зверинец» по пьесе американского драматурга Теннесси Уильямса. Спектакль идет на малой сцене.

Невыдуманная история

Действие разворачивается в годы Великой депрессии, накануне Второй мировой войны. Повествование во многом автобиографично. «Стеклянный зверинец» сразу полюбился режиссерам из разных стран и принес автору всемирную известность. В основе сюжета – история американской семьи, рассказанная через много лет после произошедших событий. У каждого из героев своя драма. Аманда живет одна с двумя взрослыми детьми в старой тесной квартире – загнанная, замотанная жизнью. Она постоянно придирается к домочадцам, контролирует их, поучает и, едва-едва сводя концы с концами, думает только о том, чтобы ее дети были обеспечены в будущем. Том, талантливый молодой человек, вынужден бросить учебу, чтобы зарабатывать на жизнь и кормить семью. Лора, красивая девушка, скрывается от жизни и людей, страдая от небольшого и почти незаметного физического недостатка. Маленькая коллекция стеклянных фигурок, собранная Лорой, – это и метафора всего семейства, и символичное отражение их мечтаний. Все члены семьи ранимы, уязвимы, беззащитны перед жизнью, способны на жертву и любят друг друга, но почему-то делают близким только больно. Их мечты такие же хрупкие, ломкие, эфемерные. Но однажды к ним в дом приходит гость – молодой человек, уверенный в себе. Каждый ждет от этой встречи чего-то нового, каждый надеется на перемены к лучшему. Увы, потенциальный жених не оправдывает ожиданий.

Одна пьеса – множество решений

Режиссер Алексей Логачев совместно с Александром Негановым сделали новый перевод пьесы, чтобы текст был более понятен современному российскому зрителю. Сюжет позволяет трактовать рассказанную Уильямсом историю по-разному, делая акцент на судьбе того или иного героя. Так, например, в государственном Театре Наций (Москва) в центре внимания оказалась Аманда, которую великолепно сыграла Марина Неёлова. В екатринбургском Безусловном театре пересказали сюжет как историю побега Тома из семьи. В театре Vertumn С.-Петербурга решили сконцентрировать внимание на молодой девушке Лоре. Кстати, и сам Уильямс в своих ремарках к тексту советовал постановщикам выводить на передний план именно Лору. Так, автор рекомендовал даже во время диалога между другими героями ярче освещать именно девушку.

Что получилось у Логачева? Его историяв равной степени о каждом из персонажей и в целом об этой семье. А также о каждом из нас и обо всех нас вместе. Сидящие в зале узнавали себя то в образе матери, то в образе дочери или сына, то в образе брата и сестры. Так же, как и Том, каждый из нас рано или поздно вставал перед выбором: уйти из семьи, чтобы дальше жить самостоятельно, или остаться. Некоторые из режиссеров-постановщиков в разное время делали акцент именно на этом моменте, обвиняя Тома в безответственном отношении к сестре и матери. У Логачева Том уходит, но это не трагедия. К слову, в Дзержинском драмтеатре финал спектакля «Стеклянный зверинец» получился вообще душещипательный – Лору утаскивают в черную прореху в стене страшные тени. Здесь, правда, стоит пояснить решение режиссера Марии Шиманской: прототипом Лоры была Роуз, сестра Уильямса, больная шизофренией. Лора Алексея Логачева – вполне дееспособная девушка, ее беда – излишняя скромность и чрезмерная закомплексованность. Даже на курсах по стенографии она смогла проучиться неделю: сдали нервы.

Уйти нельзя остаться

Спектакль не дает ответов на вопросы, как надо поступать в той или иной ситуации. Но мы ясно видим, как поступать не нужно. Режиссер будто советует: учитесь на ошибках других, не обижайте близких людей, не давайте пустых обещаний.

В тюзовском спектакле появляется новый персонаж – Том-рассказчик в зрелом возрасте, великолепно сыгранный Дмитрием Соколовым. Герой словно переживает историю своего ухода из дома заново. Вообще в этом спектакле-воспоминании (так заявлен жанр постановки) много наблюдателей. Так же смотрит и оценивает происходящее с портрета отец семейства, ушедший из семьи много лет назад, чтобы заниматься бизнесом. Спектакль оценивают зрители, которые находятся от героев на расстоянии вытянутой руки. Таким образом, история семьи становится общей.

Финал спектакля не безнадежен. Том-рассказчик, который стал писателем, вспоминает, как во время его путешествий в каком-то супермаркете на плечо ему положила руку Лора. А значит, девушка справилась со своими надуманными страхами. Поэтому уйти – это не всегда плохо, уйти – это еще и дать шанс другим.

Попали в десятку

Понравилась яркая игра актеров. Бесподобен в своем молчании был Дмитрий Соколов. Великолепно справилась с ролью Ирина Страхова, сыгравшая Аманду без надрыва и лишней экспрессии (как советовал, кстати, Уильямс). Алексей Фирсов (Том) и Никита Чеботарев (Джим) также сумели глубоко прочувствовать своих героев. Но особенно хороша была в образе Лоры Анна Энская. В своем розовом платье актриса была похожа на прекрасную фею из хрустального замка.

Елена Анисимова

Фото ТЮЗа

  • 057 (2034) 26.06.2024

Дата публикации

« Сентябрь 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30            

Свежий номер

Свежий номер

080 (2057) 11.09.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru