День города

Мы в соцсетях:    fb  vk 

Кино по-нижегородски

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://dengoroda-nn.ru/ru/kulturnaya-sreda/kino-po-nizhegorodski#sigProGalleriab0f5360a44
joomlamodniyportal.ru

В прошлом номере нашей газеты мы вспоминали о всеми любимых фильмах и сериалах, снятых в Нижнем Новгороде в разное время – от 1950-х и по наши дни. А некоторые наши читатели задались вполне закономерным вопросом: почему же не упомянули о картинах, которые снимались и создавались вообще в Нижегородском крае? Их тоже немало, и среди них есть просто замечательные! Мы решили быть последовательными и сегодня расскажем и о фильмах, снятых в Нижегородской области.

«Деревенский детектив» под Кстовом

Если в самом Нижнем кино снимали практически с начала двадцатого века, то Нижегородскую, а тогда Горьковскую, область кинематографисты стали «осваивать» только в 1950-е годы. В это время в Уренском районе снимается фильм «Возвращение Василия Бортникова», в Арзамасском – «Школа мужества», а в Кстовском – «Фома Гордеев» и «Чемпион мира». И, видно, киносъемочные группы так хорошо принимают, во всем помогают, да и сама местность живописна, кинематографична и симпатична, что в следующее десятилетие в Нижегородском крае киноленты снимаются то здесь, то там практически каждый год.

Но мы подробнее остановимся только на одном, всем известном фильме из трилогии о милиционере, участковом Анискине. Называется он «Деревенский детектив». Все натурные съемки велись в Кстовском районе. И тогда туда приехали настоящие звезды советского экрана: Михаил Жаров, Татьяна Пельтцер, Лидия Смирнова. Жили они преимущественно у местных жителей и очень всех удивили бытовой скромностью и непритязательностью. Например, туалеты во всех избах были самые обычные – деревенские. А чтобы умыться, нужно утром идти на улицу, к умывальнику. Да и в магазинах никаких столичных деликатесов не наблюдалось. Но звезды все эти тяготы жизни переносили стойко, весело, с юмором. С удовольствием ели деревенскую картошку и щи из чугунка из печи, соленья из кадушек и натуральные молочные продукты.

Кстати, в одной из сцен семья Анискина завтракает. Так вот, на столе те продукты, чем завтракали сами артисты. И стол этот, и сад, в котором происходит действие, – все это тех хозяев, у которых и квартировался сам Жаров. А сегодня по тем местам, где снимался «Деревенский детектив», водят экскурсии: вот «тот самый клуб, а это колхозная контора, а здесь Смирнова на берегу пела песню» и так далее.

Жаров хотел снимать и следующие два фильма про Анискина у нас в области, но тогда ему не позволило здоровье и годы, выбрали деревню близко с Москвой, чтобы за час можно было доехать.

Счастливое время Нонны Мордюковой

В 1971 опять же Кстовский район можно было назвать филиалом московских киностудий. Здесь снимается практически параллельно сразу две картины. И какие!

Первая – легендарного комедиографа Леонида Гайдая. В селе Работки он снимает несколько эпизодов фильма «12 стульев», когда Остап Бендер проводит встречу с любителями шахмат, а потом сбегает от шахматистов. И сцены погони снимаются тоже здесь. Правда, сами съемки проходили недолго – эпизоды сравнительно небольшие.

Зато киногруппа другого фильма, «Русское поле», прожила в нашей области почти полгода. Съемки велись в селах Великий Враг, Безводное, самом Кстове. В главной роли – народная артистка Нонна Мордюкова, а еще Леонид Марков, Людмила Хитяева, Вячеслав Невинный, Инна Макарова, Нина Маслова, Михаил Кокшенов, Зоя Федорова и многие другие. Как отмечали участники тех событий, Мордюкова светилась от счастья!

– Нонна Викторовна, уже известная и любимая зрителями, снимается в главной роли, да и сценарий писался для нее, – рассказывает нижегородская поклонница актрисы Наталья Кальпина. – Но самая главная причина – вместе с ней снимался в роли сына героини сын Мордюковой – актер Владимир Тихонов. И практически никто не знал, что Володя уже увлекался наркотиками, в Москве у него была компания, и Нонна Викторовна радовалась, что увезла сына от дурного влияния. Она надеялась, что он забудет об этой стороне его жизни, съемки отвлекут.

В принципе, наверно, так и случилось. По крайней мере Тихонов за эти полгода ни разу не подвел киногруппу, никаких «странных дней» у него не было. А у Мордюковой уже тогда не было отбоя от поклонниковсо всех деревень ей несли сушеные грибы и домашнее сало, цветы и собственноручно связанные носки.

– У нее был сложный характер: в один день она за все благодарила и благосклонно принимала. А на другой могла и послать куда подальше всех поклонников, – смеется Наталья Кальпина. – Но все равно на съемках чаще у нее было прекрасное настроение – Володя был рядом!

Правда, потом, после нижегородских съемок, все с сыном вернулось на круги своя. Но это другая история.

Звездное скопление в Болдине

Если говорить о 1980-х годах, то в Горьковской области тогда снималось тоже несколько картин. Но самая примечательная – это, пожалуй, «Храни меня, мой талисман». Снимался фильм в Большом Болдине, в музее А. С. Пушкина.

Осенью 1984 года групповые экскурсии сюда стали приезжать намного чаще. А все потому, что предприимчивые экскурсоводы кроме традиционных «вы увидите те условия и быт, в которых создавались уникальные шедевры поэта в знаменитую Болдинскую осень», непременно добавляли: «а также сможете воочию увидеть собственными глазами, как снимается кино! В главных ролях– Александр Абдулов и Олег Янковский!» Стоит ли говорить, что после такой рекламы желающих поехать в Большое Болдино со всей России – уйма!

Фильм снимал режиссер Роман Балаян, и такого скопления звезд на один квадратный метр болдинцы ни до этого, ни после не видели. Ведь в фильме участвовали еще и Татьяна Друбич, и Булат Окуджава, и Михаил Козаков, и Александр Збруев!

– Те съемки шли всю осень – почти три месяца, – вспоминает одна из участниц массовки Ольга Смирнова. – За Абдуловым и Янковским ходили толпы, просто проходу им не давали. Потом даже музейный комплекс приходилось закрывать для посетителей. Янковскому повышенный ажиотаж не нравился, он был весь в роли. А Абдулов в любви и обожании купался как сыр в масле! Видно было, что преклонение и внимание зрителей ему по душе. А жили они не в Болдине – тогда здесь просто не было гостиницы, и не в Горьком, куда ежедневно было ездить далеко, а в Саранске. До него из Болдина рукой подать!

Фильм получился удачным, его тогда посмотрели несколько десятков миллионов зрителей со всего Советского Союза.

Как Михалков стал своим в Горбатове

В 1990-е и 2000-е российское кино переживало не самый лучший период. И один из немногих, кто и тогда снимал свои фильмы, это Никита Михалков. В 1998-м он снял «Сибирский цирюльник», в 2009–2010-м – «Утомленные солнцем-2». Довольно большие эпизоды и части этих картин создавались в Павловском районе, неподалеку от Горбатова. Михалков эти места замечательно знал давно, поскольку неподалеку, в селе Щепачихе, у него находится имение. Местные жители за то, что съемки Михалков проводил у них, его обожали.

– Первое дело – это работа. И сколько! Столярам и плотникам дело нашлось. Водителям с машинами – быстро отвезти-подвезти кого-то, – перечисляет житель Горбатова Иван Новиков. – Многие пошли в охранники: от непрошеных гостей охранять все декорации и от журналистов, которым вход был категорически запрещен. Женщины продавали съемочной группе (а это сотня человек, а с массовкой – тысяча) буквально все – от яблок и молока до приготовленного мяса и копченых куриц. Ну и, конечно, массовка: за день платили от 500 рублей. А делать-то ничего и не нужно было – стоять и изображать военнопленных или жителей деревни. Тогда, за два этих лета, многие хорошо заработали – купили и телевизоры новые, и стиральные машины. За все это – спасибо Никите Сергеевичу!

А сколько звезд увидели местные жители: от Олега Меньшикова и Инны Чуриковой до Дмитрия Дюжева и дочек самого Михалкова.

– В последний день съемок Никита Сергеевич нам обещал и новый фильм по Бунину у нас снимать, – вспоминает Новиков. – Да обещание не исполнил – снимал во Владимирской области, в Гороховце. Но мы не в обиде и все равно ждем его к нам на съемки. Михалков ведь нам уже как родной, как наш – горбатовский!

Пусть все любуются нашими красотами!

Мы не рассказали в нашей статье и о четверти тех художественных фильмов, которые создавались в Нижегородском крае. Но самое главное – фильмы эти любимы зрителями во всей России и не только до сих пор. И картины эти смотрят и пересматривают. И все снова и снова любуются замечательной природой и неповторимой архитектурой нашей Нижегородской области!

Александр Алешин

Иллюстрации из интернета 

  • 062 (1454) 17.07.2019

Дата публикации

« Июнь 2020 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Свежий номер

Свежий номер

043 (1553) 03.06.2020
Все видео


Партнеры


год2020 gosu

© 2020  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru