19 декабря в «Арсенале» состоялось открытие сразу трех новых выставок. Первый этаж выставочного пространства изменился до неузнаваемости: гирлянды, карусель, мандарины… А еще хорошее настроение и возможность пообщаться с художниками и кураторами.
Экспозиция «Бумажные истории»
«Бумажные истории» – это выставка бук-арта, скетчбуков, комиксов, зинов (от англ. magazine – журнал, любительское малотиражное издание) и многого другого. Здесь представлены работы из собрания Муромского историко-художественного музея, из коллекций группы «Провмыза» и Оксаны Будулак, а также от авторов из различных город России, в том числе и Нижнего Новгорода.
В «бумажном искусстве» нет границ между формами, нет стандартов и консервативных норм, но при этом у каждого автора есть свои любимые темы, принципы и ориентиры. К примеру, такой жанр, как скетчбукинг, появился из семейных альбомов, девичьих «секретиков», рисунков на полях тетрадей и прочего. А зины – это журналы о событиях как личных, так и общественных. Стержнем этой выставки является коллекция русского лубка, привезенная из Муромского музея.
– Мы привезли очень интересные фрагменты лубка и литографии, которые хранятся у нас уже более ста лет. Представление этой коллекции происходит впервые. Такие простые, наивные, говорящие народные картинки много лет нигде не выставлялись, а сейчас они оказались в окружении удивительных рисунков. Я даже оказалась немного в растерянности, увидев такое смешение стилей, но это очень интересно. Очень хочется ходить, думать, сравнивать, наверное, первое впечатление – это и есть главная мысль этой выставки, – говорит Марина Уколова, заместитель директора Муромского историко-художественного музея.
SOMETHING ELSE
Экспозиция «Something else. Новая художественная сцена Англии» – это собрание произведений молодых художников из Великобритании. Картины, графические работы, керамика и инсталляции демонстрируют обилие образов и смыслов, а также тесную взаимосвязь истории искусства и современных интерпретаций его подходов и сюжетов. На этой выставке можно увидеть отсылки к классическим живописным образам, мифологическим сюжетам и археологическим находкам, но связаны они и с художественным наследием XX века, а также с современным бытом.
– Я жила в Англии шесть лет. И эта выставка – это личная история. В какой-то определенный момент мне показалось, что некоторое количество художников начали заниматься схожими вещами. В такую диджитал-эпоху, когда мы смотрим, смотрят на нас, когда информационный поток бесконечен, хочется углубиться в какой-то свой мир. Для этих авторов и графика, и керамика – это тот материал, над которым можно иметь власть. Можно рассматривать представленные предметы как современное искусство или как возвращение к модернизму, а можно не привязывать их к какому-либо историческому контексту и просто наслаждаться юмором этих работ, легкостью и техникой исполнения, – рассказала Софья Симакова, куратор галереи «Триумф».
«Механизм бессмертия»
Огромная светящаяся инсталляция «Механизм бессмертия» – это новый проект Ивана Плюща. В нем художник взаимодействует с пространством нижегородского Арсенала и размышляет о времени, памяти и повседневных человеческих эмоциях. Зрители словно попадает в путешествие по выдуманному парку развлечений, где, казалось бы, знакомые с детства аттракционы приняли совершенно нетипичные формы. Такие работы – это визитная карточка Ивана Плюща.
С одной стороны, это произведение не интерактивно, тем не менее пространство для взаимодействия с арт-объектом сотрудники Арсенала все же оставили, и каждого желающего мог сфотографировать профессиональный фотограф в антураже специальной фотозоны.
– Нам хотелось смешать такой художественный коктейль, создать много впечатлений. Казалось бы, эти три выставки не похожи друг на друга, но между ними есть незримые переклички, между ними есть диалог. Какие-то сюжеты переплетаются и подсказывают направление нашей зрительской мысли. Это выставочное приключение очень любопытно и забавно, – считает Анна Гор, директор Волго-Вятского филиала ГЦСИ в составе Росизо (нижегородский Арсенал).
Все выставки работают до 24 марта.
Дарья Королева
Фото автора