День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Искусство летать

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://dengoroda-nn.ru/ru/kulturnaya-sreda/iskusstvo-letat#sigProGalleriadcfd68ec81
joomlamodniyportal.ru

Две выставки графики открылись в Волго-Вятском филиале Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина – музее современного искусства «Арсенал». Экспозиции организованы в рамках фестиваля графики на «Музейной набережной».

«Между землей и небом»

Так называется первая выставка. Экспонаты связаны одной темой – как преодолевают внутренний кризис, обусловленный мировыми потрясениями, творчески одаренные люди. Как пояснил куратор выставки Олег Антонов, человек находится «между небом и землей». Но жизнь его висит на волоске, человек на грани, доведен до отчаяния. Кто-то в таком состоянии дает выход эмоциям в творчестве, кто-то уходит в религию или ищет ответы у философов. Так случилось и с художниками, работы которых представлены на выставке. Выставку открывают произведения известного отечественного авангардиста Эдуарда Штейнберга (1937–2012). Художник прошел в своем творчестве путь от скорби об умерших до созерцания, проникнутого любовью и памятью. Штейнберг создал самобытный стиль, в котором соединил пластику авангарда и философию символизма. Часто использовал гуашь, создавал контрастные, геометрически лаконичные композиции. В начале 1970-х годов Эдуард Штейнберг приходит к геометрической абстракции. Поиски велись в творческом диалоге с супрематизмом Казимира Малевича и русскими философами Владимиром Соловьевым и Николаем Федоровым. В философии Федорова смерть приговаривалась к исчезновению: целью всей творческой деятельности человечества он считал «возвращение жизни, всеобщее воскрешение когда-либо живших людей». Человеческая жизнь осознавалась художником как ускользающая тайна, которую можно постичь с помощью искусства.

«Деревенский цикл»

Важную роль в экспозиции занимает «Деревенский цикл» – портреты жителей деревни Погорелка (Нижегородская область, Ветлужский район), где художник купил дом и проводил летние месяцы в течение 20 лет. «Деревенский цикл» представляет собой галерею портретов ушедших жителей Погорелки, но изображения эти условны. Имена и фамилии, включенные в композицию картины, сочетаются с символами смерти – крестами, пустыми глазницами покинутых домов. Язык геометрической абстракции дополняется изображениями рыбы (древний символ Христа), лодки, окна, серпа, креста. Мотивы – «черное небо», «черное солнце», «черное окно». В картинах по-своему интерпретируется «Черный квадрат» Малевича – чаще всего это окно, из которого выглядывают жители деревни. В последнее десятилетие творчества Штейнберг ощущает себя перед зияющим проемом в небытие – квадрат Малевича словно превращается в черное окно в доме художника.

Русский экспрессионизм

Второй раздел выставки посвящен русскому художнику Василию Чекрыгину (1897–1922). Василий Чакрыгин – яркий представитель русского экспрессионизма – имел репутацию гениального юноши. Прожил он всего 25 лет и ушел из жизни при невыясненных обстоятельствах – под колесами поезда. За десять лет творчества Чекрыгин успел много и оставил после себя обширное наследие, которое поражает цельностью идеи и внутренней напряженностью. Пережил Первую мировую войну, принимал участие в военных действиях, двух революциях, Гражданской войне. Под конец жизни тяжело болел туберкулезом. Может быть, поэтому в его работах такая глубокая наполненность, человеческая боль, страх, отчаяние. В своих художественных поисках Чекрыгину удалось подняться до светлой идеи всеобщего воскрешения философа-утописта Николая Федорова. Художественный язык Чекрыгина отличается лаконизмом и использованием минимума выразительных средств. В экспозиции представлены рисунки углем, который был излюбленным материалом художника, в том числе композиции из программного цикла «Воскрешение мертвых».

Гойя в поисках смысла

В третьем разделе представлены 15 офортов знаменитого испанца Франсиско Гойи (1746–1828) из цикла «Диспаратес» («Нелепицы»), созданных в поздний период жизни художника. В этих работах мастер воплотил потерю веры в разумность бытия и трагическую растерянность, но вместе с тем – стремление противостоять темным и иррациональным силам. Среди офортов, исполненных смятения и отчаяния, есть композиция, отличающаяся от остальных, – «Способ летать», демонстрирующая мечту человечества о полете и свободе. Причудливые, таинственные видения Гойи не просто приоткрывают внутренний мир гения, но позволяют зрителю пережить его духовный опыт – опыт преодоления отчаяния через творчество.

«Бегство в Египет»

В экспозиции «Ирина Затуловская. Бегство в Египет» работы современной художницы представлены вместе с произведениями древнеегипетского искусства из коллекции Пушкинского музея.

Для нижегородцев это большое событие, египетские экспонаты в нашем городе еще не выставлялись. Это инсталляция в виде египетской пирамиды. Хотя каждый может увидеть в ней что-то свое. Это и Вавилонская башня, и Ноев ковчег – напоминает формой корабль. А по тому, как размещены экспонаты, угадывается и русская изразцовая печь, и индийский вигвам. Собственно, в перекличке времен и есть суть этой пространственной композиции. Выставка продолжает традицию экспозиций-диалогов современных художников с мастерами прошлого.

Елена Анисимова

Фото автора

  • 080 (1813) 31.08.2022

Дата публикации

« Апрель 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Свежий номер

Свежий номер

034 (2011) 24.04.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru