1 июня в Нижнем Новгороде открылась выставка «Большая Волга XII», состоящая из произведений художников Приволжского федерального округа. Она работает на трех площадках: в Нижегородском государственном выставочном комплексе можно посмотреть живопись и графику, скульптуры, объемное декоративно-прикладное и народное искусство. В Нижегородском государственном художественном музее в кремле представлен декоративный текстиль, а в музее на Верхневолжской набережной выставляются изделия из текстиля народных мастеров: ручное ткачество, вышивка, золотное шитье и городецкая роспись.
Творческий рекорд
– Эта выставка как большой всероссийский проект возникла в начале 1960-х годов, когда появилась необходимость нового формата в искусстве, при котором можно было формировать творческие потоки и направления, – рассказала Ирина Маршева, искусствовед, начальник экспозиционно-выставочного отдела Нижегородского государственного выставочного комплекса. – «Большая Волга» – это группа людей, которым Союз художников делегировал право и ответственность за отбор на выставку. Эта организационная форма оказалась очень удачной, поэтому, даже когда распался Советский Союз, выставка продолжает жить. Вхождение в «Большую Волгу» – своеобразный творческий рекорд. Можно самовыражаться сколько угодно, но должна сохраняться некая планка и некий набор методов создания картины. «Большая Волга» и задает эту высокую планку.
По мнению Ирины Маршевой, сейчас в современном искусстве чересчур много самодеятельности, которая проходит вкусовые отборы у зрителей, потому что зритель тоже самодеятельный.
– Если раньше нас воспитывали очень целенаправленно, что мы должны любить читать книги, разбираться в искусстве и человек определенного уровня и определенного социального класса, который считал себя интеллигентным и образованным, должен был отличать Рубенса от Репина, то сейчас это не обязательно, и вообще знать, кто такие Рубенс и Репин, не обязательно. Поэтому, когда меня спрашивают об именах художников, я не вижу смысла их называть, потому что сегодня, увы, их никто не знает. А знать надо, потому что это часть нашей культуры, и если мы от нее откажемся, то станем беднее. Современному искусству, в котором много самодеятельности, нужно постоянное сопротивление и общества, и пространства, и через сопротивление оно обретает свои формы. Искусство, которое представлено на «Большой Волге», создает внутри себя и сопротивление, и напряжение.
Жесткий конкурсный отбор
«Большая Волга» – это всегда грандиозное событие для всего Поволжья, здесь присутствуют руководители республик, губернаторы областей, для любой территории это большая честь принимать такую большую выставку. Выставка проходит раз в пять лет по всей стране. Первая выставка «Большой Волги» проходила 1964 году в Самаре, затем в Казани, Чебоксарах и других городах, где есть большие выставочные пространства. В 1974 году эта выставка впервые проходила в Горьком, для этого специально переоборудовали среднеобразовательную школу № 8 в выставочный зал. Кстати, он до сих пор там находится, только увеличился в два раза. Далее «Большая Волга» выставлялась в нашем городе в 1998 и 2003 годах.
В выставочном комплексе экспозиция заняла все помещения двух этажей, и чтобы обойти ее полностью, зрителям потребовалось немало времени.
Как же люди искусства попадали на «Большую Волгу»? С 21 по 23 мая в Нижегородском государственном выставочном комплексе работала выставочная комиссия по отбору на выставку произведений художников Приволжского федерального округа «Большая Волга XII». Художники из Ижевска, Казани, Орска, Оренбурга, Перми, Йошкар-Олы, Набережных Челнов, Самары, Саранска, Саратова, Тольятти, Ульяновска, Чебоксар, Уфы и Нижнего Новгорода соревновались за право участвовать в этом масштабном межрегиональном проекте. 1318 авторов из 15 республик и областей ПФО представили на конкурс 2346 произведений по шести направлениям изобразительного искусства. В результате серьезного отбора 650 лучших работ 538 авторов представляют изобразительное искусство всего ПФО.
– В экспозицию вошло одно произведение из семи представленных, а это очень жесткий отбор. Представьте себе, что приезжает огромная фура с картинами, например, из Набережных Челнов, художники гуськом вытаскивают из нее свои картины, чтобы их посмотрел выставочный комитет, а если они не прошли отбор, упаковывают обратно и увозят в свою республику. Это было очень напряженно и нервно и для самих создателей, и для тех, кто отвечал за наполнение выставки. Но такая напряженная работа того стоила, ведь на выставке «Большая Волга» выставляются лучше произведения нашего округа.
Особенности искусства Поволжья
На выставке представлено много композиций, больших картин, меньше портретного жанра, разнообразный пейзаж, который не производит впечатления монотонности.
У художников Поволжья есть общие черты, одна из них – это ориентация на академическое искусство в классическом его понимание: трехмерное, предметное, опирающееся на узнаваемые визуальные столпы, при этом оно очень лирическое.
– В этот раз были отданы предпочтения вещам простым, без заморочек. Было время, в 1990–2000-е годы, когда стремились показывать какие-то уродства, какие-то социальные очень тяжелые проблемы, но это не совсем для живописи, это все-таки публицистика, – продолжает Ирина Маршева. – У неохудожников есть желание демонстрировать подобные вещи, но выставочный комитет решил отказаться от этой корявой публицистики и отдать предпочтение вещам, которые облагораживают, успокаивают, умиротворяют. Художники – люди городские, хотя больше половины из них проводят много времени в деревнях, потому что там пишут этюды и потом на их основе создают картины. Это стремление к каким-то простым ценностям. Простым, не потому что они элементарные, а потому что они всем понятны. В красоте земли, нашей Волги человек черпает для себя какие-то вещи для собственной устойчивости в жизни. Сейчас устоять в своих вкусах, предпочтениях, просто в своих жизненных ориентирах очень тяжело, а искусство волжских художников дает эту возможность. Питерцы думают холодновато, москвичи нацелены на коммерцию, а поволжские художники – очень искренние.
Выставка будет работать до 15 июля.
Дарья Королева
Фото из интернета