24 января в галерее Futuro открылись сразу две совершенно разные и удивительные выставки. В большом зале разместилась экспозиция художника-дебютанта Алекса-Леона Мазанова под названием «Pastoral, или Инстинкт предзакатного часа», а в белом зале выставлены работы «Актуальный янтарь» Маяны Насыбулловой, участницы триеннале современного российского искусства, проходившего в музее «Гараж» (2017 год).
Забыть нельзя, помнить нереально
Маяна Насыбуллова родилась в Серове, окончила Новосибирскую государственную архитектурно-художественную академию. Художница прославилась своей серией «Ленин для души», в которой она использовала бюст вождя мирового пролетариата, превращая его образ в узнаваемых персонажей поп-культуры и рекламы. Также она является резидентом аукционного дома Vladey (первый российский аукцион современного искусства).
По словам Маяны, «Актуальный янтарь» излучает сложную структуру индивидуальной и коллективной памяти. В окаменевшую смолу художница помещает предметы, которые связаны с ее личными воспоминаниями, и артефакты, отсылающие к недавней истории. На выставке представлены значки, билетики, кассеты, фотографии и даже Iphone, законсервированные в янтаре. Получается своего рода архив из памятных вещей. С увеличением объемов памяти электронных носителей с невообразимой скоростью становится короче память самого человека, именно поэтому цель проекта «Актуальный янтарь» – зафиксировать «реалии актуального прошлого, то, что невыносимо помнить, то, что непозволительно забыть».
На открытии выставки каждому выпал шанс поучаствует в создании одной из работ художницы. Прямо на вернисаже участники могли отдать Маяне свои личные вещи небольшого размера, и тут же она залила их в янтарь, тем самым сохранив память об этом событии.
Pastoral, или Инстинкт предзакатного часа
Алекс-Леон Мазаев родился в 1987 году, окончил Нижегородское художественное училище и Государственную академию имени Штиглица в Санкт-Петербурге. Пурпурные винтажные кабриолеты, солнечная Калифорния, герои сериалов, Петр Павленский (скандально известный российский художник-акционист) – все это детали огромного мира Алекса-Леона. В этом мире мы можем встретить отсылки к живописи поп-арта 1960-х годов, итальянского изобразительного искусства эпохи позднего Возрождения и культуры 1990-х годов.
Пасторальная живопись – это особый жанр искусства, сочетающий популярный в Италии конца XV века литературный жанр пасторали, музыку и живопись. Основа этого сочетания – легкая, беззаботная пастушья жизнь, окруженная вымышленными образами, нимфами, музыкой и природой. Размытые и приглушенные краски фона гармонизируют природу, которая перестаёт быть обычным антуражем.
Современная пастораль – это лирические герои, буквально сошедшие со страниц «На дороге» Керуака. Беззаботные и суетливые метания главного героя, знойные девушки, красота и отрешенность природы и, конечно, розовые «кадиллаки», присутствующие как элемент ностальгии и визуальной эклектики. На вернисаже Алекс-Леон огласил свой манифест, где дал четкую характеристику и передал атмосферу своего творчества и видения.
«Ну, мы же все понимаем, что живопись победила», – озвучил свой краткий дискурс современного искусства художник.
Гости мероприятия с удовольствием разглядывали яркие картины, загадочный янтарь и, судя по многочисленным положительным отзывам, остались под большим впечатлением от обеих экспозиций.
Выставки будут работать до 25 февраля. По средам вход в Futuro свободный.
Материал подготовила Дарья Королева.
Фото автора