День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Идеи большой страны

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://dengoroda-nn.ru/ru/kulturnaya-sreda/idei-bolshoj-strany#sigProGalleria25293d1300
joomlamodniyportal.ru

На прошедшей неделе на площадке Арсенала состоялся международный симпозиум NEMOSKVA, в рамках которого прошла выставка «Большая страна – большие идеи». Выставка проходила в форме мобильной экспозиции, на которой были представлены идеи, черновики, эскизы неосуществленных замыслов современных художников из российских регионов.

Нереализованные проекты

Для выставки «Большая страна – большие идеи» эксперты отобрали 15 лучших проектов, отражающих вариативность художественных методов и стратегий, их разнообразие в связи с географическим положением. Заготовки и материалы художников из разных городов России были представлены в виде авторских стендов, спроектированных одним из ведущих молодых архитектурных бюро России Rhizome Group. Экспозиция была специально создана для презентации еще не выполненных художественных проектов.

– Из этого симпозиума должен родиться выставочный проект, который в следующем году будет показан в Брюсселе. Я думаю, что для брюссельской публики, для европейской публики, поскольку Брюссель является столицей Евросоюза, этот проект создаст впечатление о том, как велика и разнообразна наша страна, – рассказала Анна Гор, директор Волго-Вятского филиала Государственного музея современного искусства в составе Росизо (Нижегородский арсенал).

Основная задача выставки – раскрыть уникальность и многогранность регионального искусства. Идеи нереализованных проектов региональных художников предстали перед зрителем в виде моделей, черновиков, эскизов, выполненных на традиционных носителях, а также при помощи цифровых технологий.

Нижегородские таланты

«Большая страна – большие идеи» призвана привлечь внимание региональных властей и широкой публики к проблемам художественного производства и поискам способов решения этих проблем.

Среди авторов проекта – художники из Нижнего Новгорода: арт-группа «ПровМыза», Артем Филатов, Владимир Чернышев. Куратор выставки – Александр Буренков, лауреат премии «Инновация» в номинации «Куратор года» (2017). Проекты нижегородских художников, представленные в ходе ревю, дополнят экспозицию и отправятся дальше с ней через всю страну до Владивостока, по ходу ее передвижения по стране.

– Эта выставка в каждом городе будет обрастать новыми идеями, потому что именно в рамках этого проекта проходит встреча авторов с профессионалами в этой сфере, а также открытие нереализованных идей. Местные художники приходят сюда и показывают международным экспертам, главным кураторам, музейным директорам, которых мы привезли в рамках этого проекта, свои идеи, они их оценивают, идеи упаковываются в виде листа А4 в специальный шкаф и дополняют экспозицию. И в каждом городе желающие смогут ознакомиться с собранными в другом городе проектами, – сообщил Александр Буренков, куратор выставки.

«Миф» Филатова

Одним из самых запоминающихся проектов, представленных на выставки «Большая страна – большие идеи», был «Миф» нижегородского художника Артема Филатова. Большинство художественных проектов Артема Филатова связаны с исторической застройкой, деревянной архитектурой и всевозможными производными от нее: современным краеведением, вовлечением жителей деревянных домов и активистов в художественные проекты, участием в конфликтах между застройщиками, администрацией и жителями старинных домов, которые защищают свою собственность и противостоят сносу. Со временем нижегородский художественный опыт Филатова стал интересен другим городам, которые так же, как и Нижний Новгород, имеют многочисленную деревянную застройку. В свою очередь, сам художник стремился изучить явления, которые происходят за пределами Нижнего Новгорода.

Интерес привел его к дому Сутягина – деревянному «небоскребу» в Архангельске, который был снесен в 2008 году по решению администрации города как самострой.

В 2016 году в Москве на территории музея древнерусской культуры имени Андрея Рублева (Спасо-Андроникова монастыря) была запланирована выставка «Артель», к участию в ней были приглашены нижегородские художники Артем Филатов и Владимир Чернышев. Предложенная ими масштабная инсталляция «Миф» должна была располагаться во дворе музея и представляла собой высокую яйцеобразную форму, обшитую старыми деревянными досками в технике лемех, а визуальным ориентиром являлся деревянный небоскреб в Архангельске, построенный Николаем Сутягиным. Подготовка к выставке затягивалась, и было принято решение выставку перенести в Черниговский переулок, но так как инсталляция была сильно привязана к первоначальной локации, ее авторы отказались от участия.

– С одной стороны, это история нашей общей художественной неудачи, а с другой – изучения феномена дома Сутягина в международном контексте, – рассказал Артем Филатов. – Дом Сутягина я обнаружил в ходе изучения архитектуры и конфликта городской среды. В данном случае я обнаружил такие дома, как сплитхаусы и спайсхаусы – то есть здания, которые строятся в ходе конфликта, например, одного брата с другим, который пытается закрыть вид из окна соседа. Если говорить о том, почему мы выбрали город Архангельск, то это потому что он является родиной традиционной деревянной русской избы и в принципе архитектуры. Поэтому, когда я узнал, что есть возможность встретиться с Сутягиным, то сразу приехал и попытался понять, зачем он все это построил, изучить, почему же все-таки дом пришлось снести. Есть еще такое понятие, как дома-гвозди. Они появляются в тех районах, где застройщики выживают всех жителей, кроме одного, который не хочет покидать свой дом. Изучение подобных домов очень важно, это есть и в российском, и в зарубежном опыте.

Напоминание о настоящем

Выставку посетил глава города Владимир Панов, его очень впечатлил проект Людмилы Калиниченко под названием «500 метров онлайн».

– Очень интересная идея – сколько времени мы проводим в интернете, смотрим в экран, – сказал глава города. – Автор фактически фотографировал мусорную корзину, находящуюся у себя под ногами, по мере того как она заполняется. Каждый день это происходит с каждым из нас. Мы даже не замечаем, сколько времени мы проводим не в общении с живыми людьми, а в коммуникации с голубым экраном. Это хорошее напоминание о том, где настоящая жизнь.

По словам автора проекта, мусор – это один из признаков существования человека, это след, оставляемый его деятельностью в реальном и виртуальном пространстве. Многие из нас до 70% жизни находятся в интернете, совмещая это с приемом пищи. Завтракаем, листая новостную ленту, обедаем, рассылаем электронную почту, смотрим фильмы онлайн вприкуску с попкорном и колой. Результатом такой деятельности являются бытовые отходы.

Больше года Людмила Калиниченко документирует мусор, который остается благодаря ее активности онлайн. Во время съемки он теряет свою материальность и становится цифровым изображением мусора, художница заново овеществляет его, выстраивая таким образом коридор между реальным и виртуальным пространством. При внедрении фотографий мусора в природный ландшафт происходит материализация времени. Проведенный Калиниченко онлайн лента изображений протяженностью 500 метров приравнивается к году пребывания в сети. У этой инсталляции есть цифровой аналог – сайт, на котором размещены фотографии отснятого ранее мусора. При прокручивании страницы происходит отсчет времени онлайн. Помещенная в ландшафт инсталляция отражает выход виртуальности в реальную среду через физиологические потребности тела художницы. В ее веб-версии показан обратный процесс – оцифровывается наше реальное время. Два года назад, начиная этот проект, автор ставила своей задачей показать свое присутствие в двух пространствах одновременно, художнице хотелось вывести новую единицу измерения своего состояния. Сейчас Калиниченко пришла к тому, что важность этого проекта для нее заключается в самом действии: через него она утвердилась как художник. Развитие проекта в масштабный ленд-арт-проект и размещение 500 метров ткани в одном из полей Свердловской области – не просто жест исследования силы подобных проектов, а еще и обращение внимания на пугающую проблему накопления бытового мусора на нашей планете, в частности в уральском регионе.

Нижний – часть Транссиба

В августе–сентябре выставка будет перемещаться по 11 городам Транссибирской магистрали вместе с международным симпозиумом NEMOSKVA. Нижний Новгород стал первым городом, куда ее привезли. Нижний, конечно, не стоит на этой масштабной ветке, но, как сказал на открытии мэр города Владимир Панов, творческие люди иногда могут расширить рамки и даже изменить географию. Вот так наш город стал частью этого масштабного проекта.

Размер экспозиции в каждом городе будет варьироваться в зависимости от количества местных проектов, включенных в экспозицию. Каждую выставку будет сопровождать интенсивная образовательная программа: дискуссионная платформа, коворкинг, портфолио ревю, встречи международной делегации симпозиума с местными художниками и сотрудниками культурных институций. В каждом городе пройдет лекция одного из всемирно известных кураторов или исследователя современной культуры, в которой будет представлен как практический опыт реализации проектов в области современного искусства, так и анализ самых популярных глобальных трендов в современной культуре.

Дарья Королева

Фото Алексея Манянина

  • 071 (1343) 22.08.2018

Дата публикации

« Апрель 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Свежий номер

Свежий номер

034 (2011) 24.04.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru