День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Готовность номер один

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://dengoroda-nn.ru/ru/kulturnaya-sreda/gotovnost-nomer-odin#sigProGalleria9e8dbabb58
joomlamodniyportal.ru

14 октября академический симфонический оркестр Нижегородской государственной академической филармонии им. М. Л. Ростроповича под управлением главного дирижера и художественного руководителя оркестра народного артиста РФ Александра Скульского с успехом выступил на одной из самых престижных концертных площадок России и мира: в Зале им. П. И. Чайковского (КЗЧ) в Москве. И для зрителей, и для музыкантов это было особое событие. Жители и гости столицы, пришедшие в этот день на концерт, насладились звуками русской классики, а оркестранты не только получили редкую сегодня возможность выступать, но и показали, что, несмотря на тревожную ситуацию и ограничения последних месяцев, они остаются в отличной творческой форме.

Новый смысл классической музыки

Несмотря на связанные с распространением новой коронавирусной инфекции изменения культурной жизни Нижнего Новгорода (отмену массовых мероприятий, переносы концертов и спектаклей), она не остановилась, а просто перешла в другой формат.

Нижегородская государственная академическая филармония им. М. Л. Ростроповича ни на один месяц не прекращала своей деятельности. В самые первые, полные неизвестности, весенние и летние месяцы на сайте филармонии трижды в неделю шли онлайн-трансляции лучших абонементных концертов. А осенью, когда музыканты, наконец, получили возможность вернуться к репетициям, в свой родной Кремлевский концертный зал, полным ходом началась подготовка к новому концертному сезону. И хотя сроки его начала по-прежнему неизвестны, все же труды музыкантов были вознаграждены. 14 октябряоркестр под управлением народного артиста РФ Александра Скульского выступил в Концертном зале им. П. И. Чайковского. Событие это было запланировано давно, еще в начале 2020 года, но во время пандемии программа, отобранная еще в «доковидное» время, составленная из великих творений русской музыкальной классики, неожиданно приобрела новый смысл. В ней оказался заложен какой-то особый жизнеутверждающий заряд. И вся музыка – от Торжественного коронационного марша Петра Ильича Чайковского через его эффектный Первый фортепианный концерт к величественной Пятой симфонии Александра Глазунова – была пронизана жизнеутверждающей, светоносной энергией.

С радостью и уважением

Торжественный коронационный марш, написанный Петром Ильичом по заказу города Москвы и исполненный 23 мая 1883 года на празднестве в честь восшествия на престол императора Александра III, на этот раз звучал как «антикоронавирусный» гимн творчеству. В его исполнении чувствовалась искренняя радость, ликование оркестрантов, которые наконец-то после долгой изоляции вновь получили возможность играть на сцене.

Практически все музыканты оркестра (за исключением виолончелей) играли его стоя, как бы отдавая дань уважения и композитору, в честь которого был назван великолепный зал, и городу Москве, жители которого так тепло встречали их в тот вечер.

Свежо прозвучал и Первый фортепианный концерт Петра Ильича Чайковского. Исполнитель сольной партии знаменитый пианист Александр Гиндин показал, что главным для него в концерте был вовсе не виртуозный блеск (хотя ему превосходно удавались и бисерные пассажи в экспозиции Первой части, и могучие октавные ходы – в знаменитом Вступлении и кульминации разработки, и перезвоны невидимых колокольчиков – в сольной каденции и среднем разделе II части), а экспрессия музыкального высказывания, оригинальность избранных композитором интонаций. В своей игре Александр Гиндин подчеркнул солидность, благородную основательность Вступления, проникновенный лиризм Побочной партии Первой части, безыскусную красоту Второй, задор и танцевальность Финала. Он выразил в своей трактовке и полифоническое богатство русских распевов, и необычную ритмику украинских танцевальных тем.

Готовы дарить искусство

В исполнении концерта чувствовалась согласованность между солистом и оркестром. Особенно рельефно это было слышно во Второй части концерта, где интонации певучей основной темы естественным потоком устремлялись от флейты к солирующему фортепиано, затем к виолончелям, деревянным духовым…

Безусловно, такая слаженность – заслуга и Александра Гиндина, известного мастера ансамблевой игры, и дирижера Александра Скульского, отлично подготовившего оркестр. Кстати, пианист и дирижер нашли общий язык не только на единственной совместной репетиции перед самим концертом, но и гораздо раньше, во время многократных приездов пианиста в Нижний Новгород, где он выступал с сольными и оркестровыми программами, а также в составе дуэта с Николаем Петровым.

Трепетной Баркаролой Рахманинова Александр Гиндин завершил первое отделение концерта.

Во втором отделении была исполнена лирико-эпическая Пятая симфония Александра Глазунова, написанная композитором в 1895 году, вскоре после возвращения из большого путешествия по Германии.

В этом произведении оркестру было где себя показать. В Первой части с его по-бетховенски благородной Главной партией, с полной русской стати Побочной темой. В хрустально-льдистом Скерцо (II часть). В III части, где отголоски балетных вальсов самого Глазунова неожиданно встречались с «вагнеровскими» фанфарными мотивами, с лирическими страницами в духе Чайковского или даже (в отдельных оборотах) раннего Рахманинова.

Наконец, в эффектном, парадном Финале, в котором перекинулся мостик сразу и к торжественному началу концерта, и к финалу Первого отделения (подчеркнуто акцентный ритм финала симфонии живо напомнил завершение Первого фортепианного концерта Чайковского).

«Торжественный коронационный марш», исполненный на бис, по-театральному, под аплодисменты зала и поклоны музыкантов, завершил концерт и закрепил ощущение совершенной трехчастной формы всего события, в котором, как в классическом спектакле, присутствовали Пролог, два действия-отделения и Эпилог.

Сыгранность всех участников оркестра, их внимание к нюансам исполняемых произведений, исходящая от них бодрая энергия стали свидетельством того, что находятся они в отличной форме, что называется, в полной боевой готовности. И как только позволит ситуация, они вновь будут готовы дарить свое искусство публике.

Олеся Платонова,

кандидат искусствоведения

Фото с сайта music-nn.ru

  • 093 (1603) 11.11.2020

Дата публикации

« Апрель 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Свежий номер

Свежий номер

028 (2005) 10.04.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru