В Нижнем Новгороде стартовал III Фестиваль графики в рамках проекта «Музейная набережная». В фестивале принимают участие Волго-Вятский филиал ГМИИ им. Пушкина (Арсенал), НГХМ и Русский музей фотографии. В программе – выставки, лекции, экскурсии и семейные мероприятия, фестиваль продлится до января 2025 года.
Фестивальная афиша
Всего запланированы четыре выставки. Первая – «Юбилей. Технология и мифология круглых дат» – открылась в Арсенале Нижегородского кремля 3 августа. На ней представлены печатная графика, медиаарт художника и поэта Евгения Стрелкова, архивные материалы к 225-летию со дня рождения Александра Пушкина.
С 29 августа также в Арсенале гости смогут посетить выставку «Города Георгия Гольца». В экспозицию включены работы архитектора, художника и сценографа Георгия Гольца, которые он создал в 1910–1940-х годах, в частности предметы из коллекций Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина и Государственного музея архитектуры им. А. В. Щусева.
17 августа в Русском музее фотографии откроется выставка «Диптихи: образ города Горького в конце 1950-х – начале 1980-х годов». Кроме того, запланированы лекция Олега Арнаутова об искусстве фотографии и коллажный мастер-класс.
Заключительной выставкой, которая будет работать с ноября по январь, станет экспозиция «Федор Шехтель: неизвестный нижегородский проект» в НГХМ.
Графика знакомая и неизвестная
Представляя масштабный выставочный проект журналистам, советник директора ГМИИ им. Пушкина Анна Гор заметила: «Графика – это такой загадочный вид искусства, который, с одной стороны, вроде бы все знают, все пробовали в детстве что-то изобразить карандашом на бумаге, а с другой стороны, мы мало с ней знакомы. Графические работы музеи редко выставляют по объективным причинам: при естественном освещении бумажные листы подвергаются механическим повреждениям, поэтому хранятся в запасниках».
По словам искусствоведа Натальи Соколовой, количество посетивших две выставки графики в НГХМ в прошлом году – 30 тысяч человек – говорит о большом интересе к этому жанру искусства.
Директор Волго-Вятского филиала ГМИИ им. Пушкина (Арсенала) Александр Комаров обратил внимание на интересный факт: не сговариваясь, НГХМ и Арсенал посвятили свои экспозиции графики градостроителям.
«Думаю, что имя архитектора Георгия Гольца непрофессионалам ничего не говорит, – заметил директор музея Арсенал. – У Гольца были прекрасные проекты, отмеченные на разных конкурсах, но построенных по ним зданий очень мало. Архитектор оставил гениальное наследство, но… на бумаге. Нижегородцам, наверное, будет интересно познакомиться с проектом Гольца по застройке Автозаводского района, как бы мог выглядеть Соцгород в случае победы в конкурсе этого архитектора».
Неизвестный проект Шехтеля
Выставка графики в НГХМ будет приурочена к 165-летию со дня рождения выдающегося архитектора Федора Шехтеля и называется «Неизвестный нижегородский проект». Ирина Миронова, заместитель директора НГХМ по научной работе, рассказала, что у Шехтеля было несколько проектов в Нижнем Новгороде. «Все эти здания – визитная карточка нашего города, – подчеркнула искусствовед: – готическое здание Торгового дома на Нижневолжской набережной, банк Рукавишникова на улице Рождественской со скульптурами Коненкова и кинотеатр «Орленок». Но у Шехтеля был еще один проект – здание Губернского земского музея, который должен был бы открыться в память 300-летия дома Романовых. И вся авторская папка из 54 листов хранится у нас в НГХМ. Этот проект архитектурной графики «совершенно совершенный», поскольку Шехтель был еще и виртуозным художником. Здание планировалось возвести в псковско-новгородском стиле, и, судя по рисункам, это был бы настоящий архитектурный шедевр».
В музее фотографии
В Русском музее фотографии, который впервые стал участником фестиваля, откроется выставка «Диптихи: образ города Горького в конце 1950-х – начале 1980-х годов», где можно будет познакомиться с фотографиями Николая Мошкова и коллажами Юлианны Кулугур.
«Николай Мошков на протяжении 30 лет работал фотокорреспондентом, был летописцем города Горького, снимал наш город в 1960–1970-е годы, – рассказала директор Ксения Федосеева-Царицынская. – Юлиана Кулугур взяла фото Мошкова и с помощью различных графических техник, коллажа, рисунков создала свои оригинальные работы, погружая нас в минувшую ностальгически-прекрасную эпоху».
Пушкину посвящается
Отдельного рассказа заслуживает открывшаяся 3 августа в Арсенале выставка, подготовленная к 225-летию со дня рождения А. С. Пушкина. Первую экскурсию для посетителей провел сам автор проекта нижегородский художник-график и поэт Евгений Стрелков. Над проектом он работал девять месяцев и подготовил целую серию графических произведений, кинетический объект, керамические барельефы, анимационный фильм. Первый раздел проекта – «Парафраз» – графические коллажи, включающие поэтические опусы-размышления Стрелкова на пушкинские темы. Далее можно увидеть редкое издание 1911 года – литографии рукописей А. С. Пушкина. Представлены также листы из папки выставки-инструкции 1937 года для клубов и библиотек с фотографиями, цитатами и линогравюрами, выпущенной к 100-летию со дня гибели поэта. В центре экспозиции на экране демонстрируется фантастический гигантский Дом культуры, созданный в виде памятника Пушкину.
По словам автора работ, настоящая выставка – это пример того, как сегодня можно работать с наследием Александра Сергеевича: сближать эпохи, переосмысляя прошлое, вести мысленный диалог с поэтом.
Елена Анисимова
Фото представлены Волго-Вятским филиалом ГМИИ им. Пушкина и НГХМ