Едва начав театральный сезон, Камерный музыкальный театр имени В. Т. Степанова представил замечательно легкую, яркую премьеру – музыкальную комедию «Бабий бунт».
Парадокс в сочетании
Творчество Шолохова и музкомедия – сочетание скорее парадоксальное. Все-таки хрестоматийный Шолохов известен как писатель драматический, трагический даже, и в его текстах, наполненных болью, нет ничего юмористического. Однако в 1926 году он создал рассказ «О Колчаке, крапиве и прочем», где убедительно показывает, что многих трагедий можно избежать, если вовремя проявить доброту и к месту улыбнуться.
Худой мир или добрая война?
Незатейливый, в общем, сюжет особо эрудированным зрителям может напомнить историю о Лисистрате. Две с половиной тысячи лет назад эта афинянка призвала женщин к сексуальной забастовке и таким образом пыталась остановить бессмысленную войну, на которой гибнут их мужья. Что характерно, и в Древней Греции такой сюжет тоже вызывал исключительно смех.
Поначалу, конечно, хуторским бабам не смешно: судя по тому, что мы видим на сцене, казаки ведут себя просто безобразно вообще и по отношению к женам в частности. Ну а когда решительные бабенки поднимаются и враз уходят от мужей, не смешно становится уже казакам, которые, бедняжки, оказываются совершенно не приспособлены к жизни и элементарно пропитать себя не могут.
Зрителю же смешно все время по определению: и когда звучит сочная, острая перебранка, и когда казаки живописуют друг другу свои страдания на ниве домашнего хозяйства, да и вообще все персонажи как на подбор – ярко выраженные комические. Многочисленные шутки перемежаются вокальными номерами, плюс «танцуют все».
Далее комедия начинает отдавать мелодрамой, потому что пружина действия скрывается, очевидно, в стервозном характере одной из хуторских девок, съездившей в город поучиться и нахватавшейся там демократии. В финале, разумеется, хэппи-энд, экстаз, апофеоз. Смеется уже не только зритель, но и артисты: мужчины покаялись, бабы одумались, и половинки воссоединились.
Словом, в репертуаре КМТ появился спектакль-праздник для отдыха, безо всяких «подводных камней», интеллектуальных загадок и нежданных подтекстов.
Из истории спектакля
Земляки решили: «Бабьему бунту» – быть!
Идея создания оперетты по мотивам шолоховских «Донских рассказов» принадлежала Кириллу Васильеву, главному режиссеру Ростовского театра музыкальной комедии.
В 1975 году совместно с известнейшим поэтом-песенником Михаилом Пляцковским он написал либретто, а композитор Евгений Птичкин создал музыку.
Спектакль планировалось поставить к семидесятилетнему юбилею Шолохова, однако впереди, выражаясь образно, «торчали рифы». Михаил Александрович крайне придирчиво относился к театральным постановкам своих произведений, а оперетты и прочие музыкально-развлекательные жанры откровенно не уважал.
Впрочем, на удивление авторов «Бабьего бунта», отказа не последовало. Шолохов лишь поставил условие «показать спектакль в станице Вешенской, чтобы его земляки решили дальнейшую судьбу постановки». Народные зрители приняли спектакль с восторгом – и уже в следующем году он начал триумфальное шествие по сценам театров нашей страны, и не только.
Справка
Первые показы «Бабьего бунта» состоялись 13 и 14 октября во Дворце культуры ПАО «Завод “Красное Сормово”». Репетиции шли все лето. Ставил спектакль оренбургский режиссер Денис Радченко, в качестве хореографа была привлечена Елена Кудашова. также оренбурженка. Сценографией занимался Борис Шлямин, костюмами – Ирина Шевчук. Музыкальным руководителем постановки выступил Борис Схиртладзе. 16+
Мария Евграфова
Фото Александра Квартникова