Знаменитый спектакль МХАТа
В основе сюжета пьесы великого русского писателя – трагедия семьи, личная драма отдельного человека, попавшего в водоворот времени. Главная мысль произведения – насколько важно в эпоху потрясений сохранить человеческое лицо. Не каждому это удается, только людям с твердым характером, морально устойчивым. Обычному человеку сложно разобраться, где правда, а где ложь, куда идти и с кем оставаться, когда рушатся все идеалы, а мир захлебывается от человеческой злобы и ненависти.
Честно скажу, что раньше эта пьеса меня мало трогала. Прочитав в университете ради галочки роман «Белая гвардия», я больше о ней не вспоминала и не перечитывала («Дни Турбиных» – усеченный вариант романа для постановки на сцене). В памяти остались какая-то суета, хождения-брожения, застолье белогвардейцев, где они пьют водку, играют в карты, поют песни и ждут своего конца. Так в советское время преподносили «Дни Турбиных». После возобновления спектакля в 1932 году во МХАТе появилась статья Всеволода Вишневского: «Ну вот, посмотрели «Дни Турбиных». Махонькие, из офицерских собраний, с запахом «выпивона и закусона» страстишки, любвишки, делишки. Мелодраматические узоры, немножко российских чувств, немножко музычки. Я слышу: Какого черта! Чего достиг?»
Большевики недолюбливали Булгакова. Считали врагом. С другой стороны, Иосиф Сталин посмотрел «Дни Турбиных» 15 раз! Чем же так нравилось произведение руководителю советского государства?! Может, изучал врага?! Пытался понять его психологию?! Может, ему был интересен человек, для которого понятия долга и чести превыше всего?! А может, генсеку нравились именно человеческие отношения и сам человек, которому предстоит сделать трудный жизненный выбор, не поступившись со своей совестью.
За что сняли постановку?
Публицист И. Л. Солоневич впоследствии описывал неординарные события, связанные с первой постановкой: «…Кажется, в 1929 году Московский художественный театр ставил известную тогда пьесу Булгакова «Дни Турбиных». Это было повествование об обманутых белогвардейских офицерах, застрявших в Киеве. Публика Московского художественного театра не была средней публикой. Это было «отбор». Билеты в театры распределялись профсоюзами, и верхушка интеллигенции, бюрократии и партии получала, конечно, лучшие места и в лучших театрах. В числе этой бюрократии был и я: я работал как раз в том отделе профсоюза, который эти билеты распределял. По ходу пьесы белогвардейские офицеры пьют водку и поют «Боже, царя храни!» Это был лучший театр в мире, и на его сцене выступали лучшие артисты мира. И вот – начинается – чуть-чуть вразброд, как и полагается пьяной компании: «Боже, царя храни»… И вот тут наступает необъяснимое: зал начинает вставать. Голоса артистов крепнут. Артисты поют стоя, и зал слушает стоя: рядом со мной сидел мой шеф по культурно-просветительной деятельности – коммунист из рабочих. Он тоже встал. Люди стояли, слушали и плакали. Потом мой коммунист, путаясь и нервничая, пытался мне что-то объяснить что-то совершенно беспомощное. Я ему помог: это массовое внушение. Но это было не только внушением. За эту демонстрацию пьесу сняли с репертуара. Потом попытались поставить опять – причем от режиссуры потребовали, чтобы «Боже, царя храни» было спето как пьяное издевательство. Из этого ничего не вышло – не знаю, почему именно – и пьесу сняли окончательно. Об этом происшествии в свое время знала «вся Москва».
Рукописи не горят
Действительно, видно, всему свое время. Как сказал режиссер Валерий Саркисов на пресс-конференции перед премьерой спектакля, такое ощущение, будто пьеса написана вчера. «Действие происходит в России зимой 1918−1919 годов. Непростое время выбора. В бушующей стихии перемен дом Турбиных – островок культуры, человечности и духовности, где царят любовь, гармония, музыка…» – говорится в аннотации к спектаклю.
Сюжет захватывает внимание зрителя с первых сцен. Елена Тальберг провожает мужа, полковника генштаба белогвардейцев Владимира Тальберга. Полковник вынужден бежать из Киева, иначе большевики его расстреляют. Взять с собой жену он не может, поскольку едет в военном эшелоне с немцами, куда женщин не берут. По расставанию супругов мы понимаем, что их отношения уже долгое время – простая формальность. «Ты просто скажи, что должна сказать», – произносит Владимир. «Поезжай», – отвечает Елена. «Вот и хорошо, – тут же успокаивается муж, – хоть за домом присмотришь». Налегке, не взяв ничего, бежит из дома, ничуть не беспокоясь, как молодая женщина останется в городе, в который вот-вот войдут петлюровцы.
Впрочем, Елена недолго горюет. В следующей сцене она, слегка поколебавшись, бросается в объятия адъютанта гетмана Леонида Шервинского, долгое время ищущего ее взаимности. Смазливый адъютант рассматривает портрет мужа Елены: «Настоящая крыса: пенсне, острый нос». «Некрасиво говорить гадости об отсутствующих», – отвечает Елена Тальберг. Они все еще пытаются соблюсти приличия. А в следующей сцене Шервинский уже пытается бежать из города вслед за гетманом. Хотя еще несколько минут назад клялся Елене, что не оставит ее никогда.
Сыграно ярко, сильно, убедительно. Каждое движение, каждый взгляд выверены, точны, продуманы.
Лариосик, двоюродный брат Елены, приехал в Киев из Житомира, добирался к Турбиным 11 дней. Грязный, боится наследить, крадется по комнате на цыпочках. Потом этот неуклюжий человек случайно проливает вино Елене на красивое платье и пытается присыпать пятно солью. Кто в жизни защитит этого недотепу?! Комично и трогает до глубины души. Безусловно, самой высокой оценки заслуживает игра актеров, представивших на сцене образы русских офицеров, представителей класса русского дворянства – Николая и Алексея Турбиных, для которых верность долгу и любовь к Отчизне превыше всего.
Лучшая пьеса Булгакова
«Я считаю, что «Дни Турбиных» – лучшая пьеса Булгакова! – признался на пресс-конференции журналистам режиссер Валерий Саркисов. – Она совершенна в драматургическом отношении. В ней есть все – и история семьи, и человечность… Человечность в том смысле, что зрители легко отождествляют себя с персонажами, а в этом, собственно, и состоит театр. И драматическая судьба у пьесы такова, что не ставить ее нельзя. И ситуация сегодня странная, двойственная… драматическая. Мы все аполитично настроены к нашей реальности. Безусловно, ассоциации с современностью у нашего зрителя будут возникать – у каждого свои, и каждый с ними разберется сам. А параллели с настоящим мы проводить не будем. Кто мы? Где мы? Основная мысль, которую произносит Мышлаевский и которая, по-видимому, была близка и самому Булгакову: «Пусть я буду с большевиками, но в русской армии!»
«Дни Турбиных» в интерпретации Нижегородского театра драмы поставлена с некоторыми сокращениями – сцены с немцами и побегом Гетмана выведены режиссером из действия. Основное внимание режиссер сосредоточил на семье Турбиных. «Мы делаем акцент на истории семьи, которая переживает переломный момент смены социальных устройств, в котором она оказалась. Я ставлю спектакль не про офицеров, а про людей – семью, дружбу и отношения. Все это никуда со времен Булгакова не делось. Россия как стояла, так и будет стоять всегда», – подчеркнул Валерий Саркисов.
Уйти от быта
По словам директора Нижегородского драмтеатра Бориса Кайнова, московский режиссер Валерий Саркисов предложил «Дни Турбиных» нижегородскому театру еще год назад, а к работе над ней приступил в марте 2022 года. Режиссер сам занимался сценографией и подбором музыки. Для Саркисова это уже пятнадцатый спектакль, который он ставит в нашем театре. А для художника по костюмам Андрея Климова постановка стала двадцатой. Как говорит Валерий Саркисов, он сразу понял, кто из актеров кого должен играть. При этом в спектакле актеры сами играют на музыкальных инструментах и поют. В этом им помогал композитор Михаил Хейфец, который вместе с ними много занимался.
Образ Елены Васильевны Тальберг воплотила на сцене Маргарита Баголей. В постановке это единственная женская роль. «Для меня роль стала подарком. Здесь я совершаю переход от актрисы-девочки к актрисе-женщине, что для меня является несомненным ростом», – сказала она.
Художник Андрей Климов рассказал, что костюмы для новой постановки были заказаны в Белоруссии. «Они были созданы на киностудии «Беларусьфильм», где шьют военную форму той эпохи. Изначально задачей было не делать героев ряжеными. Костюмы изготавливали из «живых» тканей, было использовано, например, кубачинское серебро. Это все довольно-таки честно смотрится на артистах». Что касается сценографического решения спектакля, то оно представлено в виде дома Снежной королевы. Интерьер квартиры, где живут Турбины, выполнен в холодных тонах. Создатели признаются, что им хотелось уйти от быта. В спектакле заняты народный артист РФ Анатолий Фирстов, заслуженные артисты РФ Сергей Блохин и Николай Игнатьев, артисты театра Маргарита Баголей, Валентин Ометов, Павел Ушаков, Андрей Соцков, Иван Старжинский, Евгений Зерин.
Справка
Валерий Саркисов родился в 1951 году. В 1981-м окончил режиссерский факультет ГИТИСа. Свой первый спектакль поставил в Московском Художественном театре по пьесе Александра Ремеза «Путь». С 1983 года начал преподавать на режиссерском факультете ГИТИСа, где работает по сей день. Автор многочисленных постановок в российских театрах. Регулярно сотрудничает с Нижегородским театром драмы.
Елена Анисимова
Фото предоставлены Нижегородским театром драмы (фотограф Валерия Авдеева)