День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Дизайн в массы!

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://dengoroda-nn.ru/ru/kulturnaya-sreda/dizajn-v-massy#sigProGalleria452fc47814
joomlamodniyportal.ru

29 июня в честь Международного дня дизайна на Нижегородской ярмарке открылась выставка «История российского дизайна 1917–2017». Ее посетители могут увидеть как «культовые» предметы минувшей эпохи, служившие образцами промышленного дизайна, так и совершенно необыкновенные вещи, которые так и не стали использоваться в быту.

Промышленное проектирование

Многие думают, что дизайн – это исключительно про одежду, но выставка, которая сейчас проходит на Нижегородской ярмарке, удивляет своих посетителей дизайном промышленным. Здесь представлены предметы как легкой, так и тяжелой отечественной промышленности.

– Российский дизайн – малоизученная тема, несмотря на то что отдельные ее периоды оставили значительный след в истории дизайна, – рассказала Александра Санькова, генеральный директор Московского музея дизайна. – В середине 1920-х годов проекты конструктивистов получили мировое признание, в 1960-е в СССР была создана уникальная система дизайна, объединявшая научно-исследовательские и проектные организации всей страны. На выставке показано много разработок, которые были созданы советскими дизайнерами, но не стали производиться. Большое количество разработок оставалось в то время нереализованным. Мы рады, что сейчас растет интерес к этой теме не только среди профессионалов, но и у широкой аудитории.

Это первая экспозиция в истории современной России, на которой представлены образцы отечественного дизайна трех периодов: конструктивизма (1917 – начало 1930-х), становления и развития системы советского дизайна (1950–1980) и современности.

Институт эстетики

В советское время в России существовал институт, который занимался дизайном, – Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики, его организовал и возглавил Юрий Соловьев в 1962 году. У ВНИИТЭ было девять филиалов. Эта организация вела бурную международную деятельность. В 1975 году ВНИИТЭ организовывает ИКСИД – Международный конгресс по промышленному дизайну. Этот конгресс посетили представители 25 стран. Специально для этого мероприятия была изготовлена мебель, визуальная айдентика, иначе говоря, корпоративный стиль, и т. д.

–  В 1990-е годы, когда Советский Союз распался, филиалы ВНИИТЭ закрыли, остался только главный институт в Москве. Это время, когда все советское безжалостно выкидывалось, поэтому, к сожалению, много архивов было утеряно. Уцелело лишь то, что дизайнеры, которые работали в институте, унесли к себе домой. И вот с этими дизайнерами активно дружим и делаем экспозиции благодаря сохраненным материалам, – продолжила Александра Санькова.

Конструктивизм

Часть экспозиции рассказывает о том, что произведено российскими и советскими художниками после революции 1917 года. Появились новые плакаты, графические дизайнеры, советские символы. Все было в красных звездах, поездах, в светящихся лампочках – шла электрификация страны. На выставке представлены книги, которые конструктивисты оформляли и делали для себя, без заказчика. В 1920-е годы существовал издательский журнал ЛЕФ, с помощью которого конструктивисты пропагандировали свои идеи. В нем были представлены предметы, которые они создавали: мебель, ткань, керамика и т. д. Некоторые из них можно увидеть на этой выставке. Один из уникальных экспонатов – половинчатый сервиз Казимира Малевича. По словам экскурсовода, с ним связана некая легенда. Как-то к художнику зашли некие знакомые, и он им предложил остаться, в ответ они сказали ему, что зашли ненадолго и выпьют только полчашки чая. По легенде именно этот случай вдохновил Малевича создать свой шедевр.

Макси-такси и удобная мебель

А в разделе «Советский дизайн» (1950–1980-е годы) представлено «Такси ВНИИТЭ».

–  Это перспективное такси, очень нужное, потому что очень вместительное, –  сообщила Александра Санькова. – В него мог поместиться человек на инвалидном кресле или женщина с коляской. Это было очень удобно с точки зрения и технологий, и передвижения пассажиров. К сожалению, это такси никогда не было произведено, но специально для выставки мы сделали макет.

Наблюдая за экспозицией, можно заметить, как менялась мебель в 1960-е. С появлением хрущевок возникла потребность в малогабаритной мебели.

Говорят, вокруг этого была целая битва, потому что дизайнерам хотелось, чтобы мебель была максимально разнообразной, а архитекторам было нужно, чтобы все было приведено к четким единым нормам. В результате сложилось компромиссное решение.

Современные девайсы

В современной части выставки, которая охватывает период с 1980 года по 2018-й, Московский музей дизайна показывает много интересных девайсов (от англ. «устройства»), которые сделаны для спорта, детей и др. Пожалуй, самым интересным объектом является факел Олимпийских игр.

Сейчас промышленные дизайнеры не всегда могут реализовать свои разработки на заводах, иногда дизайнеры сами становятся предпринимателями, чтобы запустить свой продукт. Российские компании могут выпускать действительно презентабельные, качественные, конкурентоспособные продукты.

Выставка продлится до 19 августа и будет сопровождаться бесплатной образовательной программой. Нижегородцы смогут не только познакомиться с историей российского дизайна, но и принять участие в выставке, дополнив ее своими экспонатами. Предложить объект для выставки может любой желающий в рамках конкурса, который проходит с 13 июня по 17 августа. Победителей определит жюри, сформированное Московским музеем дизайна из экспертов в этой отрасли. Предметы, выбранные жюри, будут добавлены в существующую экспозицию выставки.

Дарья Королева

Фото Ивана Коцмана

  • 056 (1328) 04.07.2018

Дата публикации

« Март 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Свежий номер

Свежий номер

023 (2000) 27.03.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru