Напомним, что первый фестиваль «Рок чистой воды – 2016» состоялся прошлым летом. Организаторы фестиваля пригласили тогда тех, кто в разное время «зажигал» на первых горьковских рок-фестивалях и принимал участие в одноименных музыкально-экологических акциях. Weekend at Waikiki, Ernst Langhout, «Чайф», «Аукцыон», «Настя», «Телевизор», «Хроноп», Альберт Кувезин – многие увиделись друг с другом впервые с тех самых фестивалей и акций. Comeback получился ошеломляющий и мощный. Неслучайно фестиваль был удостоен городской премии «Пробуждение» именно в номинации «Comeback года».
«Рок чистой воды – 2017» соберет музыкантов из бывших союзных республик и немецкого города-побратима Эссена. Это Breathe Atlantis (Германия), Trubetskoy (Беларусь), Cement (Латвия), The Bambir (Армения), «СерьГа» (Москва), «Пилот» (Санкт-Петербург), Павел Пиковский и группа «Хьюго» (Москва – Нижний Новгород), «Замша», «Реальные кабаны», Brockoly и Golden Five (все – Нижний Новгород).
«Музыка не знает границ, искусственно создаваемых политиками, рок-н-ролл объединяет людей. Мы хотим фестивалем сблизить латышей, армян, немцев, белорусов и русских людей, – объясняют сегодня организаторы концепцию нынешнего фестиваля. – Наш праздник в этом году соберет не только музыкантов из разных стран, но и поклонников разных стилей и направлений».
Так, например, Breathe Atlantis, гости из Эссена, нашего немецкого города-побратима, концептуально основываются на смешивании музыкальных стилей и использовании различных новаторских идей. «Если вам нравится мастерский поп-вокал, постхардкор и умелое владение сэмплами – Breath Atlantis станет приятным пополнением вашей аудиоколлекции», – пишет западная пресса о последнем альбоме группы.
В группе The Bambir, родившейся в далеком 1978 году в городе Гюмри (в советское время город назывался Ленинакан), сегодня играет уже второе поколение музыкантов. Заявившая о себе как пионер армянского фолка, сейчас группа объединяет в своих песнях рок, фолк и философию, те открытия, которые музыканты делают на пути своего развития.
Если The Bambir впервые увидит Нижний Новгород, то рижский Cement уже знаком местным любителям рока по выступлению в 1987 году. А кто-то вспомнит и легендарный Подольский фестиваль этого же года, где рижане чрезвычайно успешно взбодрили публику. Как говорит Андрей «Яхим» Яхимович, фронтмен Cement’а и основатель/президент второго в СССР Рижского рок-клуба, группа играет настоящий рокешник, а не цыганочку на электронных и духовых инструментах. Стартовав в советском рок-н-ролльном подполье в 1984 году одновременно с такими знаменитыми командами, как «Кино» и «Зоопарк», Cement не только не прекратил своего существования, но и продолжает нести в массы жаркий, горячий гитарный рок, проходящий на радиостанциях в категории «неформат».
А вот нижегородская группа Brockoly, которой предстоит открывать рок-марафон, начала свое существование именно в нынешнем году. Участники группы увлекались разными направлениями, от панк-рока до попсы. Теперь каждый вносит в музыку что-то свое, и в результате получается «конфетка с разными начинками», как сами музыканты говорят о своем стиле – бро-рок. Группа времени не теряет: собралась, выпустила ЕP-альбом и стала победителем фестиваля «Рок-талант-2017», получив возможность играть на фестивале «Рок чистой воды».
Участие в фестивале армянской группы The Bambir – настоящий праздник для нижегородской армянской диаспоры (более того, ожидается и слушательский фестивальный десант из Москвы). Самая известная и именитая армянская группа The Bambir – не только подлинный хранитель национальных традиций, но и настоящая мастерская, из которой вышло около 100 музыкантов. «Я всегда хотел, чтобы музыка The Bambir стала школой для нынешних и будущих музыкантов, чтобы имела свой ярко выраженный уникальный стиль, – сказал однажды в интервью Гагик «Джаг» Барсегян, основатель группы. – Сочинять и играть так, чтобы, с одной стороны, чувствовался дух старинной музыки, а с другой – постоянно учиться чему-то новому и никогда не останавливаться. Так углубиться в землю, чтобы голова прикоснулась к небесам». Планируемая в рамках фестиваля встреча музыкантов и представителей диаспоры, если позволит погода, состоится во дворе армянского храма.
Еще одна встреча в рамках фестиваля – для любителей рок-н-ролла и его истории. Все без исключения горьковские любители рока знают, какую роль в истории советской рок-музыки сыграл Ленинградский рок-клуб. Еще бы! Хором цитировали наизусть Майка Науменко: «По субботам я хожу в Рок-клуб. В Рок-клубе так много хороших групп. Я гордо вхожу с билетом в руке, А мне поют песни на родном языке». Культовый рок-клуб – тема встречи с его секретарем и администратором Ольгой Слободской. Она расскажет о том, как в сложных отношениях с советской властью возникло это неформальное творческое объединение.
Имеет смысл напомнить, что движение «Рок чистой воды» изначально возникло как музыкально-экологическое. Родившаяся в Свердловске при непосредственном участии Владимира Шахрина, идея «Рока чистой воды» материализовалась в несколько одноименных концертов, которых состоялись на родине, затем в Москве. Докатившись до Горького, волна трансформировалась в международный масштабный музыкально-экологический проект. Несколько раз в начале девяностых «Рок чистой воды» путешествовал с концертами: Волга, Байкал, Чернобыль… Проплывая по Волге, многие музыканты были потрясены тогдашним состоянием самой длинной европейской реки и совершенно искренне призывали на концертах беречь окружающую среду. Кстати, призывы эти, как и сами поездки, привели тогда к мощным результатам в экологическом контексте.
Прошлогодний камбэк «Рока чистой воды» возродил только его музыкальную составляющую, в фестивале 2017 года вновь поднимается экологическая тема. Это неудивительно: ведь 2017 год объявлен в России Годом экологии. Так что 6 августа «Рок чистой воды» продолжится на Гребном канале, где есть к чему приложить руку радетелям чистоты городского пространства. И тоже под музыку — для музыкантов будет сооружена отдельная сцена.
Нижегородцы, «Рок чистой воды» ждет вас! Вход на фестиваль свободный.
Светлана Кукина
Фото Александра Цверова
и Михаила Рубинштейна