День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Амазонка русского авангарда

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://dengoroda-nn.ru/ru/kulturnaya-sreda/amazonka-russkogo-avangarda#sigProGalleria0d4c4d643e
joomlamodniyportal.ru

В Нижегородском государственном художественном музее / Искусство ХХ века (площадь Минина, 2/2) открылась выставка «Наталия Гончарова: амазонка русского авангарда».

Отторжение у критики

Наталья Гончарова (1881–1962), пожалуй, наиболее известная в мире русская художница. Выставка – новый этап проекта НГХМ, посвященного русскому художественному авангарду. Проект стартовал год назад экспозицией «Кандинский, Малевич и русский авангард. К 100-летию нижегородской коллекции» и вызвал большой интерес у горожан. Посетители прошлогодней выставки смогли увидеть работы почти 40 авторов. Нынешняя построена по монографическому принципу. Экспозиция знакомит с одним художником, но художником уникальным. Гончарова вместе своим супругом Михаилом Ларионовым в начале прошлого века открыла новые горизонты для русского искусства. Художница – потомственная дворянка, внучатая племянница жены Пушкина. В 1901 году поступила в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В 1915 году уехала навсегда из России. До отъезда трудилась столь плодотворно, что на персональной выставке в 1913 году представила публике около 800 (!) работ. Поскольку Гончарова выросла в деревне, в небольшом семейном имении, картины на крестьянские сюжеты стали ядром ее ранних работ. Картины художницы вызвали сильнейшее отторжение у критики. Писали, что на холстах изображены не крестьянки, а бабы – грубые, приземистые, неизящные люди, написанные в варварском стиле. Примерно в это время Ларионов формулирует, а Гончарова воплощает принципы так называемого неопримитивизма. Художники считали, что современное искусство должно быть актуальным и понятным народу. И в то же время отталкиваться от собственных источников. От иконы, от лубка, от деревянной игрушки, от подносов, от вышивок, от платков. Эпатаж и даже скандалы были частью жизни Гончаровой. Она была первой художницей, изобразившей обнаженное женское тело, за что ее выставку закрыли, обвинив в порнографии. Гончарову упрекали, что она писала на церковные темы в неподходящей технике. Художница в ответ заявляла, что столкновения с обществом происходят только из-за непонимания последним основ искусства.

Русская душою

«Экспозиция включает в себя 55 работ художницы-авангардистки, – говорит куратор выставки Ирина Ионова. – Живопись и авторская графика. Нам хотелось представить не только картины, но и Гончарову как личность. Поэтому здесь много фотографий, пояснительного текста. Первый зал практически полностью посвящен юности и началу творческого пути Натальи Гончаровой. Ученические работы близки по манере к импрессионизму. А в следующий зал переходишь и сразу видишь резкий «взлет творчества». Уже угадываешь авторскую манеру Гончаровой. Это картины из цикла «Жатва», которую считают вершиной гончаровского русского периода, картины на религиозную тему. Потом идут опыты футуризма, кубизма, лучизма, неопримитивизма. Предпоследний зал посвящен работам Гончаровой для театра, циклу «Мистические образы войны», графике. Но это еще Россия. А между ними зал «После России». И там уже не просто взлет, а высокий полет на хорошем уровне. Экспозиция заканчивается работами Гончаровой на тему «Космос». Наталье Сергеевне было уже 80 лет, она была очень больна. Но полеты советской космонавтики, запуск первого спутника Земли снова вдохновили ее к написанию картин. Это неслучайно. Духовная связь с Родиной, ниточка с Россией ею была не потеряна. Гончарова оставалась русской по духу. И это ощущалось всеми».

Музейный город

Сегодня картины Натальи Гончаровой продаются на мировых аукционах по баснословным ценам. В нашей стране живописные полотна художницы в советское время нередко хранились в музейных запасниках. Считалось, что советский человек их не поймет. А в это время русской художнице рукоплескали во всем мире. Директор художественного музея Роман Жукарин отметил, что «раньше в Нижнем Новгороде в таком объеме Гончарова никогда не выставлялась, и большая удача как для работников музея, так и для всех любителей искусства познакомиться более обстоятельно с творчеством Натальи Сергеевны». И дальше: «Нижний Новгород становится музейным городом, – подчеркнул Роман Юрьевич. – Выставки, которые здесь открываются, это не «гастроли», а уникальный музейный продукт, большая кропотливая работа многих людей. В настоящем проекте принимают участие около десятка музеев страны. Большая часть экспозиции представлена работами Нижегородского художественного музея. Есть картины из Третьяковской галереи. Замечательные работы предоставили Серпуховской историко-художественный музей, Пермская картинная галерея и другие».

Елена Сенникова

Фото Алексея Манянина 

  • 074 (1807) 17.08.2022

Дата публикации

« Апрель 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Свежий номер

Свежий номер

031 (2008) 17.04.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru