День города

Мы в соцсетях:    fb  vk 

Отчет неизвестности

В течение первого квартала 2020 года домоуправляющие компании должны (статья 162 Жилищного кодекса России) представить жильцам отчет о выполнении договора управления за предыдущий год. Что можно узнать из него? И как действовать, если вас в нем что-то не устроило? Об этом в нашем материале.

Только цифры

В редакцию пришло письмо от жительницы Канавинского района Татьяны. Она написала: «Наша панельная девятиэтажка, если верить отчету домоуправляющей компании Канавинского района, собирает ежегодно больше 3 млн рублей. Однако куда ушли деньги – это из отчета понять невозможно».

По словам нижегородки, в отчете ДУК показывает только общие цифры. Так, за управление домом жильцы заплатили 205,9 тысячи рублей, за текущий ремонт – 132 тысячи, почти 17,5 тысячи ушли за содержание и ремонт общедомового газового оборудования, а 76,7 тысячи – на устранение аварий. В более чем 500 тысяч рублей жителям многоэтажки обошлось содержание и благоустройство земельного участка.

– На что в палисаднике ДУК потратила полмиллиона рублей, понять не могу, – возмущается Татьяна. – Разве что на стрижку цветов, которые заботливо пытались посадить местные бабушки за счет собственных средств, а также кошение травы. Больше никакие работы на придомовой территории не проводились.

Татьяна отметила, что больше всего средств жителей – 1,6 млн рублей – пошло на содержание общего имущества дома. Но конкретно на что потрачена такая сумма? В отчете это не раскрывается.

– Почему на уборку подъездов, которая если и была, то не чаще раза в месяц и только до третьего этажа, управляющая компания взяла с нас больше, чем за ремонт? В нашем доме ремонтировать нечего? Да ремонта не было уже много лет! – утверждает нижегородка.

Она спрашивает, почему ДУКи не раскрывают полную информацию, а оперируют только цифрами, из которых понять ничего невозможно? Можно ли узнать, на что потрачены деньги жильцов? И как это сделать?

 

Произвольная форма

По словам юристов, форма годового отчета не установлена законодательством. В приказе Министерства строительства и ЖКХ за № 411 от 31 июля 2014 года говорится, что условия о порядке его предоставления стоит прописать в договоре управления между собственниками и управляющей компанией. Там можно оговорить ответственность управляющей компании за просрочку предоставления отчета, порядок рассмотрения возражений собственников жилья и многое другое.

Если в договоре этого нет, то минстрой рекомендовал пользоваться формой раскрытия информации, которая утверждена другим приказом за № 882. В ней предлагается раскрывать, например, сведения об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, нарушения, которые были за год, что сделано для их устранения, технические характеристики дома, а также работы, которые в нем проведены. В отчет включаются данные о видах и характеристиках фактически выполненных работ или оказанных услуг по договору управления МКД, отмечается дата, когда работы или услуги были выполнены.

Однако приказы носят рекомендательный характер и в реальной жизни их никто не соблюдает. А раз жители и власть четких правил не установили, частные компании делают так, как им выгодно и удобно. Раскрывают только те сведения, которые хотят.

 

Лицензионное требование

Но раскрытие информации для управляющей компании является одним из важных требований, при выполнении которого ей дают лицензию на управление многоквартирными домами. Как соблюдается это и другие требования, надзирает Госжилинспекция региона. И если управляющая компания нарушает лицензионные требования, Госжилинспекция может ее оштрафовать. А когда не помогают и штрафы – отозвать лицензию.

Соответственно если вы не поняли, что написано в отчете, – делайте запрос в управляющую компанию. Просите, чтобы предоставили более подробную и развернутую информацию по тем пунктам, которые вас интересуют.

Управляющая компания обязана (статья 161, пункт 10.1 Жилищного кодекса России) обеспечить свободный доступ к информации, в частности об оказываемых услугах и выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества. Ответить на запрос собственнику жилья должны не позднее десяти рабочих дней с даты обращения. Если не отвечают, пишите жалобу в контролирующие органы.

Правда, есть небольшая тонкость. Если вы попросите у компании акты выполненных работ, чтобы убедиться, сколько метров, например, была та труба, которую заменили, вам могут отказать, ссылаясь на коммерческую тайну.

А если вы уверены, что труба и вовсе не была заменена, тогда инициируйте проверки Госжилинспекции, обращайтесь в прокуратуру. Проконсультировать бесплатно, как правильно защитить свои права, могут в Союзе защиты прав потребителей в сфере ЖКХ по телефону 410-02-70.

 

Где найти информацию

Если вдруг оказалось, что на информационном стенде в подъезде, где ежегодно управляющая организация вывешивала отчет, ничего нет, можно поискать его на сайте исполнителя услуг. Кроме того, он обязан размещаться в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ).

Согласно приказу двух министерств – связи, а также строительства и ЖКХ существует целый перечень данных, которые необходимо вносить в эту систему. Это информация о доме и управляющей организации, договоре на оказание услуг.

Также там должны быть данные об услугах по содержанию и ремонту жилья. В том числе периодичность оказания услуг ДУКом, а также график выполнения работ. Выкладывается информация о качестве оказанных услуг. А если они были некачественными, то акты нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва. Такие требования к размещению информации установлены законодательно. А значит, управленцы за невыполнение могут получить штрафы.

И еще одна тонкость. Если по результатам исполнения договора управления фактические расходы управляющей компании оказались меньше, чем учитывались при назначении размера платы за содержание жилья, разница остается у исполнителя услуг. Конечно, при условии их качества. А таковыми они будут признаны, если не будет жалоб жильцов.

Другое распределение экономии можно прописать в договоре управления. Поэтому, если вы не уверены в качестве работ и услуг своей управляющей компании, правильно составьте договор.

Дарья Светланова

Фото из интернета

  • 029 (1539) 15.04.2020

Дата публикации

« Ноябрь 2021 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Свежий номер

Свежий номер

098 (1720) 24.11.2021

Партнеры


 gosu

© 2021  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru