День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Батареи отопления: спорный момент

Звонок в дверь и крик соседей «Вы нас заливаете!» не предвещает ничего хорошего. И, к сожалению, подобные инциденты нередко случаются во время подачи отопления. Что делать в таких случаях и кто виноват? Об этом в нашем материале.

Случилась авария

Нижегородка Ирина была дома, когда позвонил сосед снизу. Он возмущенно констатировал: «От вас течет!» – и прошел в квартиру. Обескураженная Ирина не препятствовала. А сосед сразу отправился в комнату, к батареям. Там действительно оказалась лужа.

Поскольку перекрывающего ресурс вентиля в квартире нижегородки не было, она быстро позвонила в аварийно-диспетчерскую службу своей управляющей компании. Сотрудники приехали уже через 20 минут, осмотрели место происшествия и спустились в подвал, чтобы перекрыть стояк. В итоге отопление пропало в спальных комнатах как выше, так и ниже проживающих жителей.

Чуть позже на «дырку» на батарее в квартире Ирины надели ремонтный хомут, а отопление снова пустили. Казалось бы, все, инцидент исчерпан. Но нет, сосед, квартиру которого наша героиня пролила, предъявил претензию, сказав: «Вы испортили нам недавно сделанный ремонт», и потребовал кругленькую сумму. Вот тут и встал перед Ириной вопрос: кто виноват в происшествии? Разбираемся.

Чья вина?

Как отмечают юристы, согласно Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме все оборудование систем отопления относится к общему имуществу. В постановлении правительства РФ № 491 от 13 августа 2006 года имеется такой пункт: «В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях».

Получается, что виновата в аварии управляющая компания, обслуживающая многоэтажку. Это она недосмотрела, что батарея дышит на ладан, плохо проверила состояние инженерной инфраструктуры, за которую отвечает. А значит, компенсировать убытки за пролив соседу Ирины должна она.

– Управляющая организация должна обеспечивать надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, – говорит эксперт. – За нарушение своих обязательств она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме. Данное правило закреплено частями 1, 1.1, 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса РФ, а также пунктами 2, 5–7, 10, 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением правительства РФ от 13.08.2006 № 491.

По словам юриста, отношения между собственником жилого помещения и управляющей организацией являются отношениями между потребителем и исполнителем. Управляющая компания несет ответственность за причинение вреда гражданину по ее вине и обязана в полном объеме возместить такой вред. Например, если залив квартиры явился следствием ненадлежащего выполнения управляющей организацией своих обязанностей по содержанию общего имущества многоквартирного дома, собственник пострадавшей квартиры вправе взыскать денежную компенсацию в возмещение причиненного ущерба.

Дело в нюансах

Но… не все так просто. Конечно, ответственность на управляйке будет, если ее сотрудники не приходили и не проверяли оборудование. А вот если Ирина работников УК не пустила, об этом «говорит» акт недопуска в жилое помещение, то есть в ее квартиру, решаться вопрос будет уже по-другому. Ответственность за аварию будет нести уже она.

Кроме того, при разрыве труб или радиаторов встанет вопрос: меняли ли их жильцы самостоятельно? Если в квартире стоят трубы и батареи от застройщика, то за протечку отвечает и возмещает ущерб управляющая компания. Если трубы и батареи жильцы меняли самостоятельно, без уведомления и привлечения специалистов обслуживающей организации, то вина за аварию ляжет на собственника квартиры.

Именно поэтому при ремонте и замене коммуникаций рекомендуется обращаться не в стороннюю организацию, а в свою управляющую компанию. А сотрудничая с ремонтной бригадой, надо заключать договор, сохранять чеки, которые помогут доказать вину третьих лиц, если причиной аварии станет неправильная сборка и монтаж системы или брак оборудования.

Также Министерство строительства и ЖКХ России еще в 2016 году опубликовало письмо, в котором разъяснило, что внутриквартирные радиаторы отопления могут относиться к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, если на них не установлена запорная арматура. А если лишнее тепло вы можете самостоятельно убавить, а то и совсем отключить, – такая батарея ваша, поскольку она обслуживает только одну квартиру.

Еще раньше к подобным выводам пришел Верховный суд России. В своем решении от 22 сентября 2009 года он определил, что «оборудование, находящееся в многоквартирном доме, может быть отнесено к общему имуществу только в случае, если оно обслуживает более одного жилого или нежилого помещения».

– Радиаторы, имеющие отключающие устройства, расположенные на ответвлениях от стояков внутридомовой системы отопления, обслуживают только одну квартиру и могут быть демонтированы собственником после получения разрешения на переустройство жилого помещения (статья 26 ЖК РФ), – говорится в судебном документе.

Фиксируйте ущерб

Так можно ли доказать свою невиновность в аварии? Как правило, прорывы труб отопления и все, что следует после, относится к спорным случаям в юридической практике, констатируют правоведы. И подобные споры решаются в судебном порядке. А Фемида может встать в равной степени на сторону как управляющей компании, так и собственника жилья.

Важно сразу после аварии подстелить соломки и правильно действовать. Не забудьте зафиксировать ущерб. Ценным доказательством аварии станут фотографии, видеозаписи произошедшего. По запросу проживающего исполнитель услуг (чаще управляющая компания) составляет акт о заливе квартиры. При этом надо добиваться подробного описания всех повреждений.

Документ составляется не позднее трех рабочих дней со дня поступления обращения жильца. В нем описываются причиненный ущерб и обстоятельства, которые к нему привели. Если сотрудники управляющей компании не являются на осмотр, направьте в организацию телеграмму-уведомление с указанием даты осмотра квартиры. Также с жалобой на компанию обратитесь в жилищную инспекцию (приложите копию телеграммы). Если управляющая организация не явится на осмотр, составьте акт самостоятельно. В комиссию включите председателя совета дома, а также двух соседей, не заинтересованных в исходе дела.

Дарья Светланова

Фото из открытых источников

  • 090 (1823) 05.10.2022

Дата публикации

« Апрель 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Свежий номер

Свежий номер

034 (2011) 24.04.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru