День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Красота. Креатив. Позитив

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://dengoroda-nn.ru/ru/krasota-kreativ-pozitiv#sigProGalleria9254c29a30
joomlamodniyportal.ru

В первые дни октября в Нижнем Новгороде состоялся первый Глобальный форум «Развитие креативных территорий». Его организаторами выступили Министерство промышленности и торговли России и правительство Нижегородской области, а поддержал проведение мероприятия столь высокого уровня Совет Федерации. О том, как проходил форум, что интересного и значимого происходило на Нижегородской ярмарке в первые дни октября, расскажем в этой статье.

Столица НХП

Нижний Новгород по праву может считаться столицей не только закатов. Известно, что на территории нашего региона зародились две трети всех народных художественных промыслов России. Знаменитая на весь мир семеновская хохлома, городецкая роспись, городецкая золотная вышивка (и вкуснейшие городецкие же пряники!), балахнинское кружево, казаковская филигрань, чкаловский гипюр и множество других промыслов продолжают развиваться на Нижегородчине. Они способствуют не только украшению нашей жизни и нашего быта, но и привлечению туристов, развитию международных связей как внутри региона, так и шире – всей нашей огромной страны.

Неудивительно, что первый Глобальный форум, посвященный партнерству государства и частных предприятий индустрии НХП, проходил именно на нижегородской земле. Его основной идеей и целью стал поиск символов территорий, культурных кодов и моделей, которые вызывают ощущение уникальности места, его неповторимости и узнаваемости в мировом масштабе.

В преддверии открытия форума глава региона Глеб Никитин заявил:

– Очень приятно, что местом проведения первого Глобального форума креативных территорий была выбрана именно Нижегородская область. В этом году мы отмечаем 800-летие Нижнего Новгорода. У юбилея насыщенная инфраструктурная и событийная программы. 800-летие дало серьезный стимул развитию креативных индустрий в регионе, позволило привлечь внимание к творческому потенциалу области. С уверенностью можно сказать, что Нижний Новгород становится одним из важных туристических центров страны. Для нас важно рассказать профессиональному сообществу, что уже сделано, и обозначить перспективы развития.

«Нужно гордится тем, что мы – русские»

В первом корпусе Нижегородской ярмарки открылись выставочные стенды, где были представлены изделия российских предприятий НХП.

Работал здесь и стенд «Нижний 800», где можно было увидеть сувенирную продукцию, выпущенную в честь 800-летия Нижнего Новгорода, а также изделия мастеров нижегородских народных промыслов.

Участникам и гостям форума была представлена уникальная возможность познакомиться с изделиями всемирно известной Андреевской фарфоровой мануфактуры и изделиями Дома русской одежды Валентины Аверьяновой – этот выставочный стенд привлекал особое внимание посетителей.

Автор представленных на нем моделей – Валентина Аверьянова, глава Дома русской одежды, начавшая свою деятельность в 1970-е годы. Как рассказала ее дочь Анастасия Аверьянова, коммерческий директор Дома русской моды, представитель Молодежного альянса народных художественных промыслов:

– Мы создаем на основе исторических традиций новые русские наряды. Здесь и мое свадебное «боярское» платье, и свадебный костюм моего мужа. Сейчас стало популярным играть свадьбу именно в русских костюмах. У каждого костюма, который здесь представлен, есть свой конкретный владелец. Такая одежда не только для выставки или модного показа шьется, ее на самом деле носят! Мы очень хотим, чтобы больше молодых людей не следовали слепо какому-то очередному бренду, а носили русскую одежду и гордились тем, что они русские, и понимали важность сохранения наших русских традиций и нравственности.

Промыслы спасают деревни от исчезновения

Помимо работы выставочных стендов и непосредственного живого общения участников и гостей форума друг с другом, в рамках деловой программы мероприятия проходили пленарные заседания и открытые дискуссии, где обсуждались варианты сотрудничества государства и частных предприятий народных художественных промыслов, перспективы создания и развития так называемых «креативных территорий» и новых туристических кластеров (кластер – группа организаций, расположенных на одной территории и сотрудничающих друг с другом).

Большой интерес вызвало знакомство с успешными международными и российскими примерами таких кластеров, причем расположенных не только вблизи крупных городов, но и в достаточно отдаленных от центра селах и деревнях, в том числе совсем недавно находившихся под угрозой исчезновения.

Всемерная поддержка

В пленарном заседании форума, состоявшемся 1 октября, принял участие министр промышленности и торговли России Денис Мантуров.

До начала заседания он осмотрел выставку-ярмарку народных художественных промыслов «Секреты мастеров», где представили свою продукцию более 80 предприятий из разных регионов России.

– Порадовало, что увидел много молодых людей, которые занимаются народными промыслами, продолжая дело своих семей. При этом они ищут и находят новые креативные решения, вызывающие интерес у потребителей. Креативная индустрия – это начало всех начал в любой сфере жизни и любом секторе промышленности. Поэтому министерство промышленности обязано уделять этому большое внимание, – отметил Денис Мантуров.

По словам министра промышленности, в наши дни российские предприятия народных художественных промыслов получают поддержку практически на всех уровнях: федеральном, региональном, муниципальном, а также отраслевом. Например, в прошлом году на помощь таким заводам и фабрикам было направлено 2,5 миллиарда рублей. Им компенсировали текущие затраты, участие в выставках, затраты по социальным отчислениям. Благодаря такой существенной поддержке производство на российских предприятиях народных художественных промыслов не останавливалось даже во время пандемии. А за последние 10 лет объемы выпуска «народной» продукции выросли в 4 раза.

Толчок развитию территорий

Интересно, что в Нижегородской области зачастую именно предприятия НХП становятся отправной точкой в развитии той или иной территории.

Как рассказал участникам форума министр культуры Нижегородской области Олег Беркович, на протяжении последних трех лет регион участвует в пилотном федеральном проекте «ТЕТРА», направленном на развитие мест бытовая народных художественных промыслов. Благодаря участию в проекте появилась новая концепция развития и благоустройства города Семенова – центра хохломской росписи.

Там создана креативная территория «Фабрика развития ремесел». Проект стоимостью 70 млн рублей реализован на средства гранта, полученного после победы в конкурсе «Малые города и исторические поселения России – 2021»».

Еще успешные примеры: в Городце после основания Города мастеров туристический поток увеличился в 2,5 раза. В селе Борнуково в 2007 году был возрожден местный камнерезный промысел, который мы едва не потеряли в 1990-е. Там заработала небольшая фабрика «Борнуковская пещера». За последние полтора десятка лет предприятие стало известно не только в России, но и за ее пределами: сюда едут, чтобы посетить пещеру, где добывают удивительно красивый камень, самим попробовать вырезать фигурку на мастер-классе, приобрести традиционную борнуковскую «игрушку» – так местные мастера называют вырезанные из камня фигурки животных, которые становятся настоящим украшением интерьера.

Наращивая объемы производства и продаж, активно привлекая туристов, территории вокруг предприятий НХП, имеющих богатую историю и славные традиции, становятся по-настоящему креативными.

Промыслы стимулируют развитие отдельных площадок и в самом областном центре. Так, ремесленный квартал создается сейчас на Кожевенной улице в центре Нижнего Новгорода. В ходе преобразования пространства здесь расположатся, например, мастерские и торговые лавки. Об этом участникам форума тоже рассказал глава региона. Обустройство ремесленного квартала на Кожевенной – это тоже одна из моделей реализации проекта «ТЕТРА».

Не промыслом единым

Однако только народными промыслами креативные ресурсы Нижегородской области не ограничиваются. По словам главы региона Глеба Никитина, «Нижний Новгород становится лидером и в других отраслях креативных индустрий. Это и современное искусство, и дизайн, и аудиовизуальное искусство. Все обратили внимание, что в этом году, в год юбилея, было продемонстрировано очень много аудиовизуальных инсталляций, которые прозвучали на всю страну в рамках целого ряда открывающих событий, связанных с благоустройством и изменением города. На самом деле этим тот перечень, где мы хотели бы заявить о себе в направлении креативных индустрий, не ограничивается», – подчеркнул губернатор Нижегородской области.

Но развитию таких креативных индустрий в нашем регионе мешают несколько факторов. Во-первых, это некоторая закрытость ремесленников и встречающееся порой неумение внедрять новые подходы в производство предметов народных художественных промыслов. Во-вторых, нехватка квалифицированных специалистов, которая наблюдается во всех сферах этой индустрии. В-третьих, недостаточное доверие российских потребителей к отечественному производителю.

На уровне закона

Сейчас идет подготовка законопроекта о развитии креативных индустрий. Ранее такие законодательные решения принимались лишь на уровне отдельных регионов, а не всей страны. В разработке закона принимал участие фонд «Росконгресс», который тоже выступает организатором форумов креативного бизнеса и представляет предприятия этой отрасли на крупнейших деловых площадках.

– Буквально месяц назад на платформе Агентства стратегических инициатив мы запустили «Акселератор креативных индустрий» и уже отобрали проекты, которые получат поддержку. Также мы планируем создание фабрики локальных брендов. Невероятно важно участие регионов в этом процессе. Потому что скаутинг потенциальных проектов, который мы запускаем, поможет выйти на новый отраслевой уровень и даст возможность создавать новые национальные бренды, – рассказала заместитель фонда «Росконгресс» и директор фонда «Инносоциум» Елена Маринина.

Она отметила, что важно не только представлять то, что есть, но и развивать то, что перспективно.

Ольга Маркичева

Фото Алексея Манянина

  • 081 (1703) 06.10.2021

Свежий номер

Свежий номер

031 (2008) 17.04.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru