День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Сносить нельзя сохранить

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://dengoroda-nn.ru/ru/karta-goroda/snosit-nelzya-sokhranit#sigProGalleria97531fb721
joomlamodniyportal.ru

Разговоры о преобразовании территории Стрелки ведутся в нашем городе давно. Горожане надеются, что это знаковое для нашего города место будет преобразовано наилучшим образом, оставаясь при этом узнаваемым. Ведь визитные карточки нашего города это не только кремль, Чкаловская лестница и Нижегородская ярмарка, но и Стрелка «на Волге широкой», про которую не даром песни сложены.

А на прошлой неделе состоялась пресс-конференция на тему «Предложения по созданию культурно-туристического комплекса на территории Нижегородского порта». Здесь собрались эксперты, имеющие свое видение на обустройство Стрелки. Дата пресс-конференции была выбрана не случайно — именно 30 ноября стало последним днем действия моратория на разборку кранов в порту.

Как краны исчезли из проекта

— О том, что порт планируется вынести со Стрелки, стало всем известно лет 15—20 назад, — рассказала архитектурный критик Марина Игнатушко. — А для территории Стрелки были разработаны самые разные предложения. Например, «Стрелка-сити» представляет собой проект совершенно фантастического города. А в 2007 году появился проект открытого театра около воды. Разрабатывалась и концепция 1992 года, когда еще шла речь о расширении территории ярмарки. В этом проекте планировалось сохранить пакгаузы с конструкциями, которые находятся вдоль Волги. В дальнейшем на эту территорию претендовали самые разные инвесторы, предлагавшие возвести здесь жилые дома и офисные здания. И даже в первом варианте парка Победы, который здесь предлагали построить, архитекторы оставили краны вдоль Оки. Этот проект обсуждался на градостроительном совете, и именно тогда руководитель совета поинтересовался: «А зачем эти краны здесь? Давайте их уберем». И после этого никто не претендовал на то, чтобы объяснить, рассказать и вникнуть в то, зачем эти краны нужны на Стрелке. И все последующие проекты были уже без этих конструкций.

Оставить для потомков

Марина Игнатушко напомнила участникам встречи о том замечательном открытии, которое сделал год назад нижегородский архитектор Денис Плеханов.

По мнению архитектурного критика, любой проект на таком знаковом месте требует большого предпроектного анализа, нужны обоснования, поиск нового смысла.

В свою очередь архитектор Зоя Рюрикова заметила, что пакгаузы — это красивые и исторически ценные конструкции, которые обязательно должны остаться на своем месте для наших потомков. Территория Стрелки гигантская, и совершенно несостоятельны утверждения, что эти склады нужно убрать, чтобы там стало больше места. Места и так достаточно для любых инициатив — и православных, и музейных, и выставочных, и военных. А склады эти очень кстати, потому что на Стрелке дуют сильные ветры, от которых и защитят сооружения.

В Дюссельдорфе порт — арт-объект…

Архитектор Игорь Широков познакомил участников дискуссии с мировым опытом использования портовых сооружений после того, как они перестают использоваться по назначению. Первым делом он привел пример Дюссельдорфа, где долгое время был промышленный порт. Теперь его перенесли, а на месте старого порта расположились бизнес-центры, гостиницы. Но сами краны здесь оставили в качестве арт-объекта.

— Это определенный слой истории, зафиксированный здесь, который привлекает внимание, помогает сориентироваться, — рассказал архитектор. — А в Валенсии порт выполняет много разных функций, одна из которых — место проведения этапа «Формулы 1». Здесь также были оставлены краны и пакгаузы. В Буэнос-Айресе достаточно современные краны. Порт ушел не так давно, но память о нем жива, и она всячески подчеркивается цветом и динамикой форм. В Германии в городах на Рейне тоже были порты, они ушли в прошлое, но краны сохранили. Эти места работают как днем, так и ночью. Здесь есть музейные комплексы и общественные пространства со всевозможным арт-объектами. А в Венгрии с помощью кранов порта организуют световые инсталляции, создающие впечатление, что краны движутся.

… а в Амстердаме — гостиница

По словам Игоря Широкова, в Амстердаме один из кранов превратили в гостиницу. Этот кран считается одной из старейших в мире механических конструкций. С годами он стал приходить в упадок, но находчивые голландские архитекторы не пожалели сил, денег и времени, чтобы подарить ему вторую жизнь, превратив в отель. Его посетители смогут переночевать на высоте 50 метров и увидеть город с высоты птичьего полета! Над проектом работали в течение трех лет, архитектурная диковинка сегодня привлекает туристов со всего мира, а отель имеет статус одного из самых экстравагантных в мире.

— В Нижнем Новгороде есть опыт предпроектных обсуждений, — подчеркнула Марина Игнатушко. — Например, сотрудники компании «Огород» делают эскизные предложения, а затем выносят их на суд общественности. Со Стрелкой должно быть так же. Необходимо провести конкурс идей, обсудить их, а затем провести архитектурный конкурс. Это должна быть понятная и открытая процедура. Важно, чтобы общественный контроль за тем, что происходит на Стрелке, не ослабевал.

Анна Родина


Стальное кружево на Стрелке — открытие российского масштаба

Сенсацией стало открытие, сделанное архитектором Денисом Плехановым. Он не просто высказал предположение, что в порту на Стрелке сохранились конструкции павильонов Главного здания Всероссийской промышленной и художественной выставки 1896 года, а профессионально доказал это и установил их подлинность. Символично, что конструкции на Стрелке «открылись» к юбилею Нижегородской выставки — ее 120-летию.

Принято считать, что все памятники архитектуры в Нижнем Новгороде давно известны. Оказалось, что не все. Обнаруженные на Стрелке уникальные металлические конструкции представляют особую ценность. Это чудом сохранившиеся части павильонов, входивших в состав Главного здания 16-й Всероссийской промышленной и художественной выставки, которая проходила в нашем городе летом 1896 года. В этом году мы отмечаем её юбилей — 120-летие. Создавались же эти конструкции на пятнадцать лет раньше и предназначались тоже для Главного здания, но предыдущей, 15-й Всероссийской промышленной и художественной выставки, проходившей в Москве в 1882 году. Произведены они были на Санкт-Петербургском металлическом заводе. Над проектом Главного здания трудились известные в России архитекторы и инженеры. Так, общий план здания и проекты его фасадов выполнялись при участии выдающегося архитектора А. И. Резанова. Сподвижник К. А. Тона, он строил храм Христа Спасителя в Москве.

Чтобы воочию увидеть сохранившиеся на Стрелке уникальные конструкции, надо попасть в порт. Там вдоль Волги стоят два огромных пакгауза. Снаружи в них нет ничего привлекательного — типичные складские сооружения. Но войдя внутрь, испытаешь одновременно изумление и восторг. Это надо видеть. Стальной скелет пакгауза, его несущий каркас образуют ряды колонн. И это не привычные для нас мощные швеллеры и двутавры. Колонны сквозные, ажурные. Собранные из уголков и металлических полос, соединенных заклепками, они напоминают стволы пальм, огромные листья которых как-то незаметно для глаза превращаются в такие же ажурные арки и фермы покрытия. Создается впечатление удивительной легкости и гармонии. Как это ни кажется странным, пересечения составляющих элементов каркаса напоминают кружево — кружево, сплетенное из стальных стержней.

Такое нам не приходилось видеть. Уникальные конструкции на Стрелке вобрали в себя забытую или, правильнее сказать, неведомую нам инженерную культуру, сложившуюся в середине XIX века. И что важно, они доносят до нас информацию о методах создания большепролетных металлических сооружений. Большие пролеты были необходимы для выставочных павильонов. Лучшие инженеры решали эту непростую задачу. Новые конструкции были востребованы и быстро внедрялись. XIX век был веком выставок. Национальные и всемирные, отраслевые и тематические, кустарные и художественные, они организовывались в разных странах, следуя одна за другой.

Павильоны выставки 16-й Всероссийской промышленной и художественной выставки, которая проходила в Нижнем Новгороде летом 1896 года, возводились с нуля, за исключением одного — Главного здания. Оно было единственным не новым, «работало» до этого на предыдущей 15-й Всероссийской выставке. Для экономии, а она составила 300 тыс. рублей, посчитали целесообразным это громадное здание с металлическим каркасом, общий вес которого 115 тыс. пудов (1840 т), разобрать, перевезти в Нижний Новгород и здесь вновь собрать.

Как конструкции, обнаруженные на Стрелке, оказались в порту? Это вопрос, на который попытаемся ответить. Все павильоны с металлическим каркасом были сборно-разборными. После закрытия выставки они были проданы и разъехались по разным уголкам России. Есть основания предположить, павильоны Главного здания купил Д. В. Сироткин. Они были перевезены на территорию Сибирских пристаней. Два из них там сохранились.

Хотелось бы добавить, что конструкции эти выполнялись в Санкт-Петербурге на том же металлическом заводе, который готовил и стальное покрытие для Верхних торговых рядов (знаменитого ГУМа) на Красной площади. Можно представить, какая была бы реакция, если бы решили их уничтожить. Экспертиза, проведенная специалистами технического университета, подтвердила, что современное состояние металлических конструкций на Стрелке, несмотря на их возраст, вполне удовлетворительное, т. е. они могут еще долго работать. Их уничтожение или перенос на новое место можно оценивать как непростительное расточительство — наши конструкции на Стрелке уникальны, это памятник инженерного искусства последней трети позапрошлого столетия. К аналогичным конструкциям во всем мире повышенное внимание. Напомню, что VСанкт-Петербургский международный культурный форум, который проходил с 1 по 3 декабря в Северной столице, был посвящен сохранению культурного наследия.


Памятниками инженерного искусства являются и два пакгауза, которые стоят вдоль Оки. Там интересны железобетонные конструкции, это ранний железобетон, тщательно выполненный, особо высокой прочности. По моей оценке, их очень непросто будет ликвидировать, а вот если их сохранить, придав им новый архитектурный облик и новое назначение, это стало бы удачей.


Татьяна Виноградова,
профессор кафедры ЮНЕСКО
Нижегородского государственного
архитектурно-строительного университета,
 почетный гражданин Нижнего Новгорода

Архитектура — это зеркало общества

Любые общественные процессы, и позитивные, и негативные, отражаются в градостроительстве и архитектуре. Территория Стрелки — одно из главных достопримечательных мест Нижнего Новгорода с историей, уходящей своими корнями в прошлое. Перенос в Канавино Макарьевской ярмарки в 1817 г. изменило жизнь Стрелки. Нижний Новгород стал торговой столицей России с одним из главных речных портов страны. Велика роль нижегородских пристаней и порта в снабжении российских городов во времена и Гражданской войны, и Великой Отечественной. В 30-е годы XX века на Стрелке появилась причальная стенка с грузовыми портовыми кранами, были возведены два портовых складских здания, сформировавших на долгие годы ее облик.

В 90-е годы XX века кардинально изменился ход истории страны, изменился ее общественно-политический и экономический строй. В это время была проведена приватизация предприятий, и порт приобрел своего нового собственника.

В 2006 году были выполнены различные проектные предложения по преобразованию территории порта на Стрелке. Авторы этих работ — ООО «Развитие Нижегородской области», НИИПИ генплана города Москвы, МП ИРГ «НижегородгражданНИИпроект», ООО НПО «Архстрой».

В ходе подготовки Нижнего Новгорода к проведению чемпионата мира по футболу в 2018 году была выполнена документация по планировке территории с детализацией застройки и парковой зоны в границах улиц Керченская, Совнаркомовская, набережных рек Волга и Ока ООО «ТМА Пестова и Попова» и ООО НПП «Архитектоника».

В 2016 году выпускниками ННГАСУ и рядом нижегородских архитектурных мастерских были даны предложения по устройству городского парка с сохранением грузовых кранов, пакгаузов, портовых складских зданий и др.

Итог: на территории Стрелки должен быть разбит городской парк с включением в его структуру сохранившихся объектов на Стрелке. Это пакгаузы с уникальными металлическими конструкциями и два склада с железобетонными конструкциями 30-х годов. Эти объекты могут быть реконструированы и использованы как многофункциональные пространства.


Два сохранившихся портовых крана и ворота с наименованием «Речной порт» могут стать экспонатами музея речного порта под открытым небом. В помещениях убежища возможно создать музей, посвященный истории порта, событиям Второй мировой и «холодной» войны.

В конечном итоге город получит то, что заслуживает.

Виктор Быков, 071216 051
заслуженный архитектор
Российской Федерации,
главный архитектор
Нижнего Новгорода 


Дата публикации

« Апрель 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Свежий номер

Свежий номер

031 (2008) 17.04.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru