День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Главной водной артерии России грозит маловодье

 На Волге стартовала грузовая навигация-2015.° C 25 марта грузовые теплоходы начали ходить на Нижней Волге (в Волгоградской области). А в этот понедельник, 27 апреля, состоялось торжественное открытие навигации и на Верхней Волге. Из ворот шлюза № 14 Нижегородской ГЭС вышел в Череповец караван судов типа «Волго-Дон» и два буксира-толкача с секциями. С 1 июня планируется открытие пассажирской навигации на Волге, а с 15 июняна Оке. Главная водная артерия России, какой является наша Волга, после зимы возвращается к активной жизни. Но самая большая река Европы — а это тоже матушка-Волга — теряет свою былую мощь, местами мелеет. О том, как река готова к сезону навигации, и о прогнозах на будущее рассказали специалисты.

Еще прошлым летом специалисты отмечали рекордное обмеление Волги в районе Нижнего Новгорода. В некоторых местах глубина реки еле достигала отметки в один метр. Из-за этого грузовые, пассажирские и туристические компании терпели убытки, так как вынуждены были менять путь следования судов, перестраивать маршруты и не выпускать в рейсы крупные суда, круизные теплоходы и баржи из-за опасения сесть на мель. Помимо того, нерест рыбы также оказался под угрозой — в некоторых местах икра попросту оказывалась на берегу.

Среди причин, по которым произошло рекордное обмеление, некоторые эксперты называли ничтожное количество осадков, выпавших за лето в средней полосе России.

 — В 2015 году также складывается сложная ситуация, связанная с низкими уровнями воды в предстоящий летний период в нижнем течении Оки и Волги на участке от Городца до Нижнего Новгорода, — рассказывает начальник Гидрометцентра федерального государственного бюджетного учреждения «Верхне-Волжское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» Людмила Филина.

 Таким образом, навигацию этого года отличает еще большее обмеление. И это устойчивая тенденция.

 — В водохранилищах Волжско-Камского каскада с 1959 по 1977 год длилась фаза маловодья, потом водные артерии вступили в многоводную фазу, которая продолжалась 28 лет, — говорит руководитель «Верхне-Волжское бассейновое водное управление» Федерального агентства водных ресурсов Александр Баринов. — С 2005 года наступила фаза малой водности.

 В такой ситуации основной задачей гидроэнергетиков остается наполнение водохранилищ, в том числе и Горьковского, на будущее. Это необходимо для избежания серьезных проблем, в том числе ограничения судоходства на Верхней Волге и обеспечения населенных пунктов по берегам реки питьевой водой.

 Перед гидроэнергетиками стояла задача беречь каждый литр воды, чтобы наполнить Горьковское водохранилище после маловодного прошлого года. За последнюю неделю боковой приток воды увеличился в 3,5 раза. Но это все равно меньше, чем ожидалось.

 Надежды гидроэнергетиков на половодье не оправдались. Запасы снега в районе Горьковского водохранилища пока не позволили наполнить его до нормативной отметки в 84 метра. Накануне открытия грузовой навигации уровень воды в Горьковском водохранилище составил 82,76 метра.

 Как отмечают гидроэнергетики, обильные осадки существенно ситуацию не изменят. Наполнение Горьковского водохранилища более чем на 50 процентов зависит от весенних вод и только на 10–15 процентов — от дождей.

 Кстати, по прогнозам специалистов-гидрологов, маловодный период на Волге продлится до 2029 года.

 В этой ситуации гидроэнергетики снова предлагают вернуться к вопросу поднятия уровня Чебоксарского водохранилища до 68-метровой отметки. Но против этого — огромные затопленные и заболоченные территории, переселение большого числа людей, огромные затраты на строительство подпорных сооружений. Вопрос по 68-й отметке решается на федеральном уровне.

 Альтернативой поднятию уровня Чебоксарского водохранилища до 68-й отметки для транспортников является строительство нижегородского низконапорного гидроузла в районе поселка Большое Козино в Балахнинском районе Нижегородской области. Работы по проектированию этого гидроузла самарская компания «Техтрансстрой» должна выполнить до 1 апреля 2016 года.

— Обмеление Волги — это комплексная проблема, и есть естественные тому причины, — считает директор координационного центра движения «Поможем реке» Елена Колпакова. — Это и многолетние циклы водного режима реки, которые могут длиться до тридцати пяти лет. Во время такого цикла идет обмеление с последующим прибавлением уровня воды. Это и климатические изменения: жаркая погода, мало осадков, большие испарения. Существуют и причины антропогенного характера. Река живет своей жизнью, она не может быть вечной, выносить океанские лайнеры, корабли, плотины, сбросы отходов. Человеку нужно перестать приспосабливать под себя Волгу, а начать приспосабливаться к ней самому.

Ирина Белова
Фото из архива редакции

  • 031 (976) 29.04.2015

Дата публикации

« Апрель 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Свежий номер

Свежий номер

034 (2011) 24.04.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru