День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Татьяна Холуёва: «Живем мы только миг на земле»

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://dengoroda-nn.ru/ru/kakie-lyudi/tatyana-kholujova-zhivem-my-tolko-mig-na-zemle#sigProGalleriad81a066519
joomlamodniyportal.ru

18 августа в возрасте 86 лет ушла из жизни выдающийся нижегородский скульптор-монументалист Татьяна Георгиевна Холуёва.

Справка

Татьяна Холуёва – скульптор, заслуженный художник РФ, заслуженный деятель искусств РФ, почетный гражданин Нижнего Новгорода, профессор кафедры дизайн-проектирования и изобразительных искусств ННГАСУ, член Союза художников России.

Все остается людям

Трудно представить, что не стало Татьяны Георгиевны Холуёвой – человека на редкость жизнелюбивого, светлого. Человека высокой культуры и нравственности… Татьяна Георгиевна родилась в 1936 году в Торжке. В 1954-м с отличием окончила школу. Поступила в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени Мухиной на факультет монументально-декоративной скульптуры. Спустя три года с отличием окончила училище. В 1964-м окончила другой престижный художественный вуз – Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское). Получила квалификацию художника декоративно-прикладного искусства. В 1964 году устроилась на работу скульптором в Горьковские художественно-производственные мастерские Художественного фонда РСФСР. С тех пор жила и работала в Нижнем Новгороде.

Монументальные работы Татьяны Георгиевны хорошо знакомы нижегородцам. Скульптуры и барельефы Холуёвой украшают улицы, площади, фасады домов Нижнего Новгорода и населенных пунктов Нижегородской области. Перечислим некоторые из них: памятник Георгию Победоносцу в Нижегородском кремле, бюст Александра Пушкина перед оперным театром, барельеф Петра I на домике Петра, памятник инженеру-конструктору судов на подводных крыльях Р. Е. Алексееву на Юбилейном бульваре, мемориальный комплекс Тани Савичевой в Шатках и многие другие произведения. В прошлом году, выступая на презентации книжного сборника «Гений места. Започаинье», Татьяна Холуёва сказала буквально следующее: «Это так прекрасно, когда остается добрый след людям. Был замечательный фильм «Все остается людям». Действительно, это так. Но что остается людям, зависит от каждого человека. Живем мы какой-то миг на земле (кто-то, дай бог, сто лет, кто-то меньше…), а земля останется и после нас».

Покровитель Назарий

Сохранились воспоминания Татьяны Холуёвой, связанные с Нижним Новгородом. Нельзя сказать, что молодой скульптур Холуёва хватала звезды с неба.

«Моя жизнь в Започаинье началась в конце 1964 года, когда я, выпускница МВХПУ, отлично окончившая факультет монументально-декоративной скульптуры, приехала по распределению вместе с семьей в Горьковские художественно-производственные мастерские Худфонда РСФСР, – пишет Татьяна Георгиевна. – Мне предоставили мастерскую, которая размещалась в здании бывшей Сергиевской церкви по адресу: улица Урицкого (ныне Сергиевская), 25а. Место встретило меня довольно сурово. Была холодная зима. В помещении (30 кв. метров и 5 метров высотой), длинном, узком, заполненном хламом, не было ни света, ни тепла, ни воды, только грязные стены, три узких окна и входная дверь. Свой первый «заказ» – портрет Ленина для Ферганы – я выполняла в просторной и обустроенной мастерской заслуженного художника Павла Ивановича Гусева – хорошего художника и человека, который был моим соседом по мастерским… К шести часам вечера я всегда торопилась забрать сына из детсада, а жили мы сначала в Сормове на Светлоярской улице. Добираться до работы приходилось на трех автобусах, и на это уходило много времени. В тесном транспорте знакомилась с горьковчанами, их речью на «о», непонятным частым словам «чай», «мыза» и «без двадцать»… Не могла привыкнуть к привычке «влезать» в автобус, а не садиться по очереди (кто сильней и быстрей – тот и поедет). Зато утром до мастерской шла не спеша от речного вокзала через улицу Маяковского, по Почтовому съезду, где когда-то давно мальчик Алеша Пешков катался на санках, рассматривала домик Каширина, знакомилась с историей Започаинья.

…Со временем я обжила помещение мастерской, располагавшееся в правой апсиде алтарной части храма, – провела свет, купила глины 4,5 тонны, обзавелась станками, научилась сырыми дровами топить дырявую печку. Однажды, убирая грязные наросты побелки и находясь довольно высоко от пола, поскольку была на лестнице, я обнаружила на стене цветной палец ноги. Стала осторожно отмывать дальше: появилась босая нога, рядом – вторая, одежда, и постепенно за рабочий день я отмыла 2,5-метровую фигуру святого Назария в окружении красивого орнамента. Я была очень обрадована находке. Позже, когда бывал в нашей церкви владыка Николай, он радовался изображению и говорил, что у меня появился добрый покровитель Назарий».

Мастерская в бывшем храме

«Действительно, было легче входить в холодную мастерскую, где зимой в помещении было не более 10 градусов. Работать, когда тебя благословляет крестом босоногий юноша, было уже не так холодно. Зато летом в мастерской была прохлада. По-доброму действовал Назарий и на приходящих ко мне людей. Особенно радовались школьники из Надыма, из дружины имени Тани Савичевой (таких отрядов было много по всему СССР), которые были в гостях в моей мастерской. Мы потом долгие годы переписывались с ребятами. Когда в Шатках местными школьниками – «красными следопытами» была найдена могила Тани, в 1981 году я работала над надгробием: скульптурный портрет девочки и страницы ее дневника. Когда в центральных газетах прошла эта информация, то со всей страны на Горьковское телевидение в редакцию молодежной программы «Факел», в Шатки, ко мне полетели весточки с предложениями сделать большой общий памятник Тане Савичевой и детям войны. Спустя годы эта идея была воплощена. Это был поистине народный памятник, потому что родился он из самой гущи народа… Я проработала в мастерской, располагавшейся в Сергиевской церкви, 40 лет. В эти десятилетия был нелегкий труд скульптора – тонны перерабатываемой глины, металлические каркасы, рубка камня, работа по дереву и гипсу. А результаты этого труда – успешное участие в разных выставках. За эти годы мою мастерскую посетили сотни людей разных профессий, возрастов и национальностей, и почти у всех был один вопрос – как выносят скульптуры через эту маленькую дверь, потому что входить с улицы в мастерскую можно было только согнувшись».

Как вспоминала Татьяна Георгиевна, приходили к ней в разные годы и незнакомые люди с подарками: один посетитель как-то принес «коня» – удивительно похожую на лошадиную голову часть бревна, другой был дважды. Сначала посмотрел, как работает Холуёва, а через неделю принес большой (0,8 м) и удобный алюминиевый циркуль. Татьяна Георгиевна обрадовалась, спросила, сколько стоит, а человек обиделся: «Это подарок, работай». Приходили в мастерскую руководители города и области «принимать памятники» в глине для дальнейшего литья, посещали по заданиям корреспонденты газет и телевидения. А однажды из области 27 апреля приехали «заказчики», для которых нужно было слепить и установить на площади в селе «Солдата с автоматом» ко Дню Победы – к 9 Мая! Много чего происходило за 40 лет жизни в Сергиевской церкви. Именно жизни, так как большую часть суток она проводила в мастерской (труд скульптора не быстрый), и когда сын был маленький, с ним работали вместе. Потом, когда он вырос, работали уже «в четыре руки». Сын сейчас преподает в ННГАСУ на кафедре дизайн-проектирования и изобразительных искусств.

«По делам твоим да будет тебе»

Время явно испытывало Холуёву на крепость. При вселении в мастерскую и в период, когда художников выселили – здание в начале XXI века было передано епархии. Скульптор Холуёва на месяц с сердечным приступом попала в больницу. Потом администрация города предоставила ей под мастерскую однокомнатную квартиру на 4-м этаже дома рядом с Лыковой дамбой. При переезде крупные скульптуры пришлось раздавать, с собой забрала только самое необходимое. Всю глину отдала в скульптурную мастерскую ННГАСУ, где преподавала на кафедре дизайн-проектирования и изобразительных искусств.

В своих воспоминаниях Татьяна Георгиевна написала:

«Наблюдаю за городом и вижу, как он меняется. На улицах появилось множество легковых автомобилей, возникают частые пробки. Изменились и люди на улицах, в общественном транспорте. В трамвае № 2 много красиво одетых, ухоженных пассажиров, но чаще слышна ненормативная лексика. Как я замечаю, у большинства молодых пассажиров, вошедших в трамвай, теперь, видимо, больные ноги, поэтому они стремительно желают сесть, а потом или спят, или заняты смартфонами, или неотрывно смотрят в окно. Вот это грустно. Реже встречаются молодые люди (и я их уважаю), замечающие пожилых и больных, так как и сама лет до 75 уступала место более нуждающимся. И, как бы сказал мой дедушка, родившийся в 1885 году, «теперь стало больше черствых людей» даже по сравнению с веком двадцатым. Но это частности. Жизнь нашего города богатая, интересная, сложная, наполненная успехами, достижениями и победами. Очень справедливо, что за большие заслуги перед Отечеством Нижний Новгород удостоен высокого звания «Город трудовой славы», а значит, и каждый городской район имеет к этому прямое отношение. В Нижнем Новгороде жили и творили добрые дела замечательные, выдающиеся земляки, над образами которых благодаря судьбе я с удовольствием работала… Очень хочется пожелать в год 800-летия, чтобы Нижний Новгород всегда сохранял свою неповторимую индивидуальность, «лица необщее выраженье», характерное не только своим прекрасным ландшафтом и двумя великими реками. Убеждена, что долг каждого нижегородца, чем бы он ни занимался по профессии, – передать следующим поколениям родной город красивым и самобытным, бережно сохранив все ценное, что сберегли для нас предыдущие поколения. Мы все ответственны перед историей и потомками. Нужно помнить, что «по делам твоим да будет тебе».

P.S. «Смерть выдающегося скульптора – большая утрата для нашего региона. Мы приносим глубочайшие соболезнования родным и близким Татьяны Георгиевны и всем ценителям ее творчества», – написано в официальном пресс-релизе министерства культуры Нижегородской области.

Подготовила Елена Анисимова

Фото предоставлены благотворительным фондом «Земля нижегородская» 

  • 080 (1813) 31.08.2022

Свежий номер

Свежий номер

116 (1849) 07.12.2022

Партнеры


 gosu

© 2022  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru