У актрисы детского театра «Вера» Анастасии Дудоладовой двойной юбилей! Недавно ей исполнилось… Впрочем, не будем называть цифру. Второй юбилей – тридцатилетие работы Дудоладовой в «Вере». Круглые даты – прекрасный повод встретиться с любимой зрителями актрисой.
Все дороги ведут в «Веру»
Театр Анастасия любила всегда.
– Мама Александра Степановна и бабушка Клавдия Георгиевна (а они были настоящие театралки) с четырехлетнего возраста водили меня в драматический и кукольный театры. Особенно нравилось смотреть балеты в оперном театре. Ходила и на взрослые спектакли, но многого не понимала. Взрослые потом мне объясняли смысл, а порою и сюжет спектакля, – вспоминает Анастасия. – Но так преданно и нежно любя театр, я не хотела быть актрисою!
Тем не менее в седьмом классе подружка Насти позвала заниматься в театральную студию при народном ТЮЗе в ДК имени Ленина, которым руководила Вера Александровна Горшкова. Подружка в итоге ушла, а Настя осталась. Ребята в студии изучали азы актерского дела и сценическую речь, ставили свои спектакли, участвовали в постановках взрослой студии. Поступать в вуз Настя Дудоладова отправилась в Ленинград. Но не в театральный, а в Институт культуры на библиотечный факультет. Потому что опять же актрисой себя ну никак не видела. Пять лет Дудоладова проучилась в питерском вузе, прочитала сотни книг и сотни учебников, получила высшее образование и вернулась в Нижний. Стала работать в областной библиотеке. Но спустя год после возвращения из Питера Анастасия снова пришла к Вере Александровне Горшковой и стала актрисой театра «Вера». Коллеги – библиотечные работники – ее отговаривали. Мол, что это за блажь – идти в актрисы после окончания вуза. В библиотеке у Насти все получалось, но…
– Я откровенно скучала по театру, по нашему дружному коллективу, по Вере Александровне, по театральному делу и почти семейной атмосфере, – признается Дудоладова. – Мне по-прежнему интересно все, что связано с театром. Поэтому снова пришла в наш дом, как мы называем «Веру»!
Сложная «Лисистрата»
За тридцать лет работы Анастасия сыграла более тридцати ролей – как в детских спектаклях, так и во взрослом репертуаре. Наиболее интересные образы последних лет – жена городничего Анна Андреевна в «Ревизоре» Гоголя и королева Гертрид в «Трагической истории Гамлета, принца Датского» Шекспира. В начале творческого пути наиболее значимой для актрисы стала роль Вари из «Вишневого сада» Чехова.
– Работая над этой ролью, пришло понимание, что такое актер, как он существует, процесс построения роли, важности ансамблевости в спектакле и много других важных профессиональных моментов, – рассказывает Дудоладова. – Ну а одним из самых сложных спектаклей я бы назвала «Лисистрату» Аристофана. Очень сложный текст, написанный гекзаметром, нужно было много узнать и понять – древнегреческие мифы и так далее. А главное, текст должен был звучать в наших устах легко и непринужденно, будто мы каждый день говорим гекзаметром!
Что самое сложное для актрисы в работе над спектаклем?
– Пожалуй, это премьера,– отвечает Анастасия. – Это всегда очень нервно – и на сцене, и в зале. Как экзамен. А кто любит экзамены, даже если все билеты выучены?
Актриса и завлит
Про себя Анастасия говорит, что в родном театре она и швец, и жнец, и на дуде игрец. Почти шестнадцать лет совмещает работу актрисы и руководителя литературно-драматической части.
– Так получилось, что в 2006 году наш завлит ушла на пенсию посреди сезона. Директор театра Михаил Степанович Горшков предложил мне попробовать себя на этом поприще. Хотя бы до конца сезона. А потом меня окончательно убедили остаться. Мне самой понравилось, безусловно, творческая работа, – признается Анастасия. – Пригодилось мое образование – много приходится работать с различной литературой, архивами, книгами. А еще я прекрасно понимаю, что с возрастом будет все меньше и меньше ролей. Но все равно буду участвовать в создании спектакля, даже если не занята в нем как актриса. Хочется каждый день творить, делать что-то интересное, быть нужной в театре!
– Мне всегда интересно мнение Анастасии именно как театроведа. Работая над новой ролью, я часто обращаюсь к ней, – рассказывает актер театра Владимир Джумок. – Дудоладова может что-то подсказать, подобрать литературу об эпохе действия будущего спектакля или найти историю наиболее интересных постановок пьесы.
Актриса «Веры» Наталья Червякова-Петенева признается, что любит ходить с Анастасией по театрам в качестве зрителя:
– Она очень много знает, очень начитанна, всегда в теме. Когда я что-то «не догоняю» на спектакле коллег, Настя мне все объясняет. С ней всегда интересно!
Подытоживает мнения коллег художественный руководитель театра «Вера» Вера Александровна Горшкова:
– Настю в театре уважают. За объективность, за умение правильно оценить ситуацию, за трезвый взгляд. Она не всегда удобна для окружающих. Потому что принципиально отстаивает свою позицию. Но для меня очень важно, что у Насти всегда есть собственное мнение. Безусловно, она владеет профессией, у нее прекрасные работы. Ее творческая судьба сложилась удачно!
Александр Алешин
Фото предоставлены пресс-службой детского театра «Вера»