День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

«Раз в крещенский вечерок»

Праздник Крещения завершает рождественские Святки, которые продолжаются с 7 по 19 января. Вечер 18 января – крещенский сочельник. Как развлекалась молодежь в Святки в Нижегородской области еще совсем недавно?

Ряженые и рядихи

Святочные гуляния сейчас случаются, как правило, только на ярмарках или в музеях. А лет сто назад (и даже раньше) проводились повсеместно. По дворам ходили толпы ряженых, которые пели величальные песни и поздравляли хозяев с праздником. Доцент кафедры фольклора ННГУ им. Лобачевского Юлия Шеваренкова, изучавшая народные обряды в Нижегородчине, рассказывает в своей монографии: «На следующий день после Рождества начинали рядиться, и продолжалось ряженье в течение двух недель до Крещения… Страшные маски надевали только ночью и преимущественно мужчины, а днем, когда еще светло, ходили рядихами женщины. К «страшным» маскам в Сосновском районе можно отнести маски смерти, покойника и черта. Смерть была наиболее популярным персонажем ряженья. В некоторых селениях эта маска имела даже оригинальное название: «Зуй-Подуй» или «Зуек». Мужчины обряжались, как правило, во все белое (используя простыни, белую ткань), лицо закрывали масками (рожами), приделывали себе «рога», «зубы». «Страшной» маской в Сосновском районе считался также и «покойник». Игра в «покойника» была весьма распространена отовсюду в Нижегородской области. Клара Корепова, профессор ННГУ им. Лобачевского, в своей статье о нижегородских святочных обрядах рассказывает: «Сначала «покойника» возили по селу. Затем приносили в избы, где проходили девичьи беседки, и кто-либо из главных организаторов «похорон», обычно один из парней, которые «таскали» гроб, заставлял девок целовать покойника – «прощаться» с ним. К «покойнику» подводили девушек – целуй, а у него в руках шильце тоненькое. Одним девкам «покойник» даст поцеловать, а которую и уколет».

Смыть грехи

Не отставала и городская молодежь. «Представьте себе, – писал корреспондент «Нижегородских губернских новостей» [НГВ, 1890, № 2], – фантастическую картину: ночью бегают закутанные белые фигуры и при этом вооруженные жгутами; замогильные тени при первой встрече набрасываются и немилосердно хлещут своими жгутами встречного»… Иногда «смерть» хлестала веником: «У нас сосед зуб из картошки вырежет, возьмет серп, веник и ходит по домам. Всех пугает, веником парит березовым». Отношение к ряжению у народа было двойственным: с одной стороны, все веселились, с другой – понимали, что рядиться грех. Поэтому, чтобы замолить грехи в отсутствие церквей, ездили на дом к богомольной старушке – «исповедоваться». В Крещение все, кто рядился, должны были купаться в проруби, чтобы смыть грехи.

«Сама раскатывала поленницы»

Молодежь на Святки по всей области «охальничала»: у хозяев увозили или прятали сани, запирали дверь в доме и затыкали трубу, раскидывали дрова из поленницы. Это можно было наблюдать еще лет 30 назад. «Я сама лично раскатывала поленницы, – поделилась с нашим корреспондентом Екатерина Толстобровова из Шахуньи, женщина средних лет. – Мы и двери завязывали веревками, и крыльцо снегом засыпали, а потом водой заливали, и утварь домашнюю на крышу забрасывали». «Особенно мне запомнились Святки в 1976 году, – рассказала нам пенсионерка Вера Васильевна Герасимова, – мы с подругами тогда решили поколядовать. Жила я в Богородском районе, в деревне Бурцево. Вывернули шубы мехом вверх, приделали рожки и пошли к знакомым. Все сначала от нас отшатывались, а потом смеялись, приглашали за стол. Пели «мужичок, мужичок, открывайка-ка сундучок, доставай-ка пятачок». Много мы тогда наколядовали. Целую корзинку конфет, пряников, печенья».

Мистическая «обнаженка»

«Посиделки устраивались в специально откупленном для этого доме. Обычно его снимали у одиноко живущих женщин, – продолжает повествование о Святках в Сосновском районе Юлия Шеваренкова. – Платой служили принесенные съемщиками дрова и керосин, уборка дома, реже – деньги. В деревнях устраивалось несколько посиделок – по возрасту участниц. Гадание происходило в «пограничных» местах: у печки, в подполе, у колодца, на перекрестках дорог. Перед началом гадания девушки распускали волосы, снимали крестики и пояса, иногда раздевались донага. Спрашивали имя у первого встречного. Какое имя назовут, так и будут звать жениха. «Высматривали» суженого и свою судьбу в зеркале, в стакане с кольцом. Клали под подушку различные предметы: мужские брюки, шапку, кусок хлеба сковородку. «Глодали колодец»: зубами отгрызали часть, где находились сгнившие, мягкие части (бревна), эти щепки клали под подушку, а у изголовья ставили ведра, верили, что жених должен присниться ночью. Самым смешным и рискованным, пожалуй, было гадание, когда девушки показывали в дверь бани голый зад: если ощущалось прикосновение, оно означало скорое замужество. В Ковернине есть похожее гадание: девушки ложились на порог бани и ждали, что к ним кто-то прикоснется – если это произойдет, вскоре замужество». Накануне Крещения, 18 января, устраивали проводы Святок: жгли в деревнях костры прямо на дорогах. Считалось, что с помощью разжигания костров «духов прогоняли».

Подготовила Елена Анисимова

Фото из открытых источников

  • 003 (1861) 18.01.2023

Дата публикации

« Апрель 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Свежий номер

Свежий номер

034 (2011) 24.04.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru