День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Последний из театральных могикан Нижнего

Сегодня мы хотим вспомнить Семена Эммануиловича Лермана – легендарного нижегородского актера, режиссера, педагога, более двадцати пяти лет работавшего главным режиссером театра «Комедiя», лауреата премии Нижнего Новгорода, народного артиста РСФСР, лауреата премии «Золотая маска» – всех наград и регалий и не перечислишь! В этом году ему исполнился бы 101 год. И хотя Семена Эммануиловича уже много лет нет с нами, в Нижнем его помнят до сих пор.

Талантливый режиссер и актер

Родился Семен Лерман в городе Харькове. С детства очень любил читать, к хорошей литературе, русской классике его приучила мама Цецилия Семеновна. Долгими зимними вечерами они вслух читали произведения Куприна, Бунина, Лескова, Чехова, Гончарова, Гоголя. Позже, в школьные годы, Семен полюбил и театр, даже хотел поступать в театральный. Но началась война. О тех тяжелых годах Лерман вспоминать не любил, говорил только, что и там, в перерывах между боями, он, лейтенант 395-й Таманской дивизии 968-го артиллерийского полка, старался развлечь и отвлечь своих товарищей, даже ставил несколько сценок. Его храбрость и мужество были оценены орденами Красной Звезды и Отечественной войны 1-й степени.

В 1946 он осуществил свою мечту – поступил на актерское отделение в Харьковский театральный институт. Потом была работа в Харьковском театре русской драмы, где он начинает делать свои первые шаги в качестве режиссера и ставить спектакли. С большим успехом! В 1964 году Лермана приглашают в Эстонию главным режиссером Русского драматического театра. А в 1974 году он приезжает в город Горький, работает в нашем театре драмы, где ставит замечательные спектакли: «Мера за меру» Шекспира, «Сирано де Бержерак» Ростана, «Иудушка Головлев» Салтыкова-Щедрина, «Мамаша Кураж» Брехта, «Ретро» Галина.

– Как только в драме начали появляться эти постановки, мы сразу поняли – в театр пришел интересный режиссер со своим взглядом и хорошим чувством юмора, – вспоминает поклонница Лермана Екатерина Ивановна Дырова. – Мы с нетерпением ждали именно спектаклей Лермана, каждая премьера – событие в театральной жизни нашего города! А еще мы помним, как Семен Эммануилович сотрудничал с Горьковским телевидением. Тогда там снималось множество великолепных телеспектаклей. Там играли народные актеры, блестящие Вацлав Дворжецкий, Владимир Самойлов. И Лерман принимал участие в нескольких спектаклях в качестве актера. Это было прекрасно, выразительно, он и актер первоклассный. Потом уже Семена Эммануиловича можно будет увидеть на сцене считаные разы, он мало играл. Но как! Его роль Воланда в «Нехорошей квартире» по Булгакову забыть невозможно. Это эталонное исполнение!

– В Семене Эммануиловиче и его постановках всегда было буйство юмора, фантазия, ирония, – рассказывает директор Нижегородского театра драмы Борис Кайнов. – Всегда открытый с актерами и со всеми театральными службами, много подсказывал и старался помочь. Все свои силы отдавал будущему спектаклю, жил творчеством!

Где энтузиазм – там победа!

В 1983 году Семен Лерман становится главным режиссером Горьковского театра комедии. Располагался тогда театр на улице Маяковского (сейчас улица Рождественская). Семен Эммануилович вспоминал, что здание это – когда-то здание банка – было неудобным для театра, зимой там было холодно, сцена небольшая. Но зато спектакли были прекрасные, один к одному, поэтому и вопрос о лишнем билетике слышался каждый вечер.

Одной из первых постановок нового главрежа стала «О, милый друг!» Марка Розовского по роману Ги де Мопассана.

– Именно тогда я понял, что нет непосильных задач, можно справиться со всем на свете, было бы желание. Этот спектакль – мюзикл, а актеры были не поющие. Но энтузиазм у труппы был необыкновенный. А где энтузиазм – там всегда победа. И после многих, многих репетиций актеры запели! – вспоминал Лерман. – Денег на постановку было мало, но декораторы как-то выкрутились и соорудили прекрасные декорации той эпохи. Музыкальные фонограммы нам записал оркестр Минского телевидения, мы отправляли в Минск партитуры. Так, несмотря на сложности, получился достойный спектакль, полюбившийся публике.

Потом были «Собачье сердце» Булгакова, «Девки» Кочина, «Амурные похождения Бальзаминова» Островского, «Любовь и голуби» Гуркина, «Черный человек, или Я, бедный Сосо Джугашвили» Коркия.

– Мы помним хвалебные рецензии на спектакли Семена Эммануиловича в авторитетных театральных журналах в 1980-е годы. В Горький приезжали московские критики и смотрели премьеры, – рассказывает Екатерина Ивановна Дырова. – И было так приятно, когда писали на весь Советский Союз, что спектакли Горьковского театра не уступают столичным.

В 2000 году театр «Комедiя» переехал в новое здание на улице Грузинской, Лерману было уже 77 лет. Но он продолжал работать. Театралы помнят его постановки «Веронские любовники» Горина, «Волки и овцы» Островского, «Хапун» Ольшанского, «Дорога цветов» Катаева. За последние два спектакля Семен Эммануилович, кстати, получил премию Нижнего Новгорода.

Под крылом мастера

А еще Семен Лерман более двадцати лет преподавал в Нижегородском театральном училище, выпустил несколько курсов, очень ответственно подходил к воспитанию и обучению актерской профессии.

– Отличный педагог, который умел «ковыряться» со студентами. Многие срываются на показ, а Семен Эммануилович медленно-медленно добивался от студентов результатов. И притом отличных! – считает нижегородский театральный педагог Анатолий Иванович Захаров. – Его очень любили. Не потому что он педагог, а потому что хороший человек. Он ставил в училище прекрасные спектакли, главной целью было, чтоб студент раскрылся, заиграл. И после выпуска Лерман своих студентов не бросал, как это часто бывает, когда мастер курса говорит своим ученикам: удачи, пока! Нет, Сенечка следил за своими питомцами, помогал, брал к себе в театр. Семен Эммануилович воспитал десятки актеров, которые успешно работают не только в Нижнем, но и в Москве и Санкт-Петербурге.

Великий одинокий

Так получилось, что в последние годы Семен Лерман был одинок. Супруга умерла, сын Анатолий уехал в Москву, внук перебрался в Израиль. Только редкие телефонные звонки. Театр заменил Лерману дом. Сюда он приходил каждый день, здесь обедал, проводил практически все время.

– Он жил театром. Обычно говорят, что театр – это второй дом. Для Семена Эммануиловича театр стал первым домом, отдушиной, – говорит Борис Петрович Кайнов.

– Да, Семен очень переживал равнодушное отношение родственников. Хотя о своих проблемах никому не говорил, не жаловался. И в последние годы у него кроме театра ничего не осталось. Я встречал его идущим в театр и говорил, мол, надо отдохнуть, остановиться. А он отвечал, что не может без работы, работал до последнего дня, – вспоминает Анатолий Иванович Захаров.

Семен Лерман умер 9 ноября 2009 года, ему было 86. А за несколько месяцев до этого, в мае, он получил высшую театральную премию России – «Золотую маску» в номинации «За честь и достоинство».

Александр Алешин

Фото из открытых источников 

  • 080 (2057) 11.09.2024

Дата публикации

« Октябрь 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      

Свежий номер

Свежий номер

089 (2066) 09.10.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru