День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Помнит мир спасенный

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://dengoroda-nn.ru/ru/kak-eto-bylo/pomnit-mir-spasennyj#sigProGalleriab1910d992d
joomlamodniyportal.ru

В Манеже Нижегородского кремля открылась выставка, посвященная 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. Проект «Великая страна – Великая Победа. 1941–1945» подготовлен совместно с Центральным выставочным залом «Манеж» (Санкт-Петербург).

Более 500 экспонатов

В центре экспозиции – заслуги Горьковской области как одного из ключевых регионов страны, внесших решающий вклад в победу над врагом. Она включает несколько разделов: оборона региона, транспорт, промышленность, сельское хозяйство, экономика и финансы, медицина, коммуникации и пропаганда, роль трудового народа в победе над врагом. Партнерами проекта выступили ведущие нижегородские музеи и промышленные предприятия города. Представлено более 500 оригинальных экспонатов: документы, живопись, личные вещи героев, кинохроника, фото.

Среди экспонатов – телефонограмма Иосифа Сталина коллективу Борской войлочной фабрики с благодарностью за постройку самолета «Красный валяльщик».

Предметы из личных коллекций секретаря Горьковского обкома по танковой промышленности В. Ф. Янкавцева, личные вещи горьковского журналиста П. М. Оппенгейма и майора медслужбы, врача 401-го госпиталя г. Горького Ф. М. Новикова, лодка-волокуша и многое другое.

Горький и Ленинград

– Нам хотелось напомнить о колоссальном вкладе тружеников тыла в достижение Великой Победы, – отметила на открытии выставки директор Центрального выставочного зала «Манеж» в Санкт-Петербурге Анна Ялова. – Рассказать о тех проблемах, которые вставали перед отраслями в военные годы, о непростых решениях, которые принимало управление страны. Это очень значимый проект как для Санкт-Петербурга, так и для Нижнего Новгорода. Я знаю, что он находит живой отклик по всей стране, потому что затронута важная для каждого из нас тема – подвига тыла.

— В марте в Санкт-Петербурге вместе с Михаилом Пиотровским мы открывали выставку в Центральном выставочном зале «Манеж». Если там рассказывается про всю страну и про разные отрасли на примере разных регионов, то здесь мы увидим тыл на примере Горьковской области. Каждый третий танк и каждый четвертый самолет были произведены здесь. Мы принимали эвакуированные заводы, размещали госпитали… Получился сложный междисциплинарный просветительский проект, который в современной интерактивной форме через музейные предметы с использованием современных технологий рассказывает о событиях 80-летней давности. И его должен посетить каждый нижегородец,— рассказал заместитель губернатора Нижегородской области Олег Беркович.

На военные рельсы

В сопроводительной информации находим такие цифры: «В 1940-м Горьковская область стала одним из ведущих индустриальных центров СССР с численностью населения свыше 3,6 миллиона человек (третье место в стране). В регионе до войны насчитывалось 1014 промышленных предприятий; выпускалось 67,5 процента автомобилей, 60 процентов фрезерных станков, 60 процентов газетной бумаги, 20,7 процента дизелей всей страны. С началом военных действий значительная доля предприятий встала на военные рельсы».

Самое первое фото на выставке – «Выпускницы школы № 9 Автозаводского района города Горького, 1938 год». На лицах школьниц сияют улыбки. Впереди – целая жизнь. Никто из них даже не предполагает, с какими трудностями им придется столкнуться уже очень скоро. Таких счастливых лиц на снимках в экспозиции больше не будет. Чаще на фото – усталые, обремененные заботами люди.

Фото раздела «Ресурсы» – «Торфяницы-стахановки Чернораменского торфопредприятия Пелагея Акапова, Татьяна Шарикова, Надежда Акапова, Прасковья Зеленцова, август 1943 года». Ровесницы выпускниц с Автозавода с неподъемными корзинами на плечах принимают участие в заготовке торфа.

«Вы воюйте, а мы посеем и вспашем!»

«Добыча топлива в Горьковской области имела решающее значение для работы промышленных предприятий. Торфоразработки легли на плечи девушек и школьников населенных пунктов, имевших торфяники. Специальных механизмов не было, все выполнялось вручную с помощью лопат, топора и тачки», – читаем в пояснительной информации.

Еще одно фото из архива Нижегородского музея-заповедника: «Лучшие молодые пахари колхоза имени Пугачева Юра Сидоров, Коля и Миша Крайновы, сентябрь 1944 года». На снимке – мальчишки лет 12–14. А они уже лучшие! «Смотр готовности бригады косцов-женщин к сенокосу, 1943 год. Бутурлинский район». Бригада – молоденькие комсомолки. А рядом плакат военного времени – девушка в комбинезоне обращается к мужчинам, ушедшим на фронт: «Вы воюйте, а мы посеем и вспашем!» И они пахали, сеяли, доили коров. Работали, падая с ног от усталости и недоедания.

Из колхозов, совхозов и МТС было изъято для нужд фронта более 1000 единиц тракторов и автомашин. В период с 1941 по 1943 год из Горьковской области в Красную армию отправили более 76 тыс. лошадей. Для выполнения полевых работ начали активно применять специально обученный крупный рогатый скот. При этом в период с 1941 по 1945 год Горьковская область поставила для нужд армии почти 800 тыс. тонн муки и крупы, сдала государству 1,4 млн тонн хлеба, более 350 тыс. тонн картофеля, десятки тысяч тонн овощей, мяса, масла и молока. За высокие показатели в развитии сельского хозяйства в 1942 году область была удостоена переходящего Красного знамени Государственного комитета обороны. 9000 сельских тружеников были награждены правительственными наградами.

Дети – фронту

Самые трогательные экспонаты – два кисета «Дорогому солдату» из архива музея-заповедника, переданные Малопицким детским домом. По-видимому, солдаты так и не воспользовались дорогими подарками. На выставке кисеты как новенькие, совсем не запачканные, не затертые. Рядом на страничке альбома ребят из детского дома читаем: «Группа пионеров во главе с Тосей А. взяла шефство над птицефермой колхоза. Разводили для птиц червей. Заготавливали корм на зиму – вязали веники из лебеды, ходили кормить кур. Потом Тося А. ездила на слет юных птицеводов в Д. Константиново, затем в Горький, где ей за хорошую работу подарили костюм. За лошадью особенно любили ухаживать Валя К. и Витя Д. Они поили и кормили Зоську, чистили ее. Правда, Зося не всегда платила своим конюхам благодарностью. Иногда у Вали К. появлялись синяки от ее невежливого обращения. Но это его не останавливало. Он по-прежнему чистил конягу, а когда никто не видел, пытался прокатиться на Зосе верхом».

Еще одна страничка из альбома пионеров детского дома рассказывает: «Радостно и с глубоким волнением готовили ребята посылки на фронт. Таня Б., Ира М., Геля В., Тося А., Клара В., Тамара Л. вышивали для бойцов красивые кисеты, носовые платочки.

Отсылали в посылках на фронт сдобное печенье, сало, папиросы, сухари, конфеты. Бойцы слали в ответ письма, благодарили ребят, давали обещание скорее прогнать врага, призывали пионеров учиться лучше.

Дольше всего переписывались ребята с подшефным госпиталем в городе Горьком. Фронтовик Милютин отвечал ребятам стихами».

Все для фронта, все для победы

Трудящиеся Горькой области с небывалым патриотическим подъемом вносили личные средства в Фонд обороны страны. Около трех миллиардов рублей горьковчане отдали государству в виде займов и лотерей. 330 миллионов своих трудовых рублей они передали на строительство танковых колонн, авиационных эскадрилий и другие военные нужды. 21 декабря 1942 года ушла на фронт колонна танков Т-70 и бронеавтомобилей БА-64, построенная на средства членов спортивного общества «Динамо». Танки Т-34 «Горьковский пионер» и два «Автозаводских школьника» (БА-64 и Т-70) были построены в 1942–1943 годы на средства, собранные колхозниками области. В 1942 году колхозы Горьковской области собрали на постройку эскадрильи боевых самолетов «Валерий Чкалов» 80 млн рублей. Уже в январе 1943 года на фронте появились первые партии самолетов «Валерий Чкалов» – новые Ла-5, выпущенные на горьковском заводе № 21 им. С. Орджоникидзе.

Символична судьба Юрия Константиновича Филиппова – инженера, внесшего вклад в развитие радиосвязи и погибшего во время первой бомбежки города. На фронт он отдал личный мотоцикл, редкий Harley-Davidson.

В октябре–декабре 1941 года 700 тысяч мобилизованных (женщины, подростки, студенты, пожилые) построили Горьковский оборонительный рубеж –1134 километра земляных укреплений, почти 1900 огневых точек, более 1000 землянок. Макет оборонительного рубежа также представлен на выставке.

Медицина и транспорт

Горьковская область стала огромным госпитальным тыловым пунктом. В области функционировало более 170 эвакогоспиталей, под которые оборудовались школы, институты, общежития. Горьковская станция переливания крови за годы войны отправила на фронт более 92 тысяч литров крови.

Горький был крупнейшим транспортно-логистическим узлом, через который шли резервы с Урала и Сибири. Железнодорожный транспорт во время войны выполнял основной объем перевозок. Обеспечивал эвакуацию и доставку всех типов грузов для армии. Из-за нехватки топлива часть железных дорог СССР была переведена на дровяное отопление, что привело к снижению скорости движения составов, однако позволило железнодорожной системе сохранить работоспособность.

Горьковский автомобильный завод производил легковые автомобили высокой проходимости и грузовики ГАЗ-АА.

Мотоцикл с коляской, модель легандарной полуторки, дизель-электрическая подводная лодка С-13, выпущенная на заводе «Красное Сормово», истребитель Ла-7 Горьковского авиационного завода – сегодня они стали музейными экспонатами.

Елена Анисимова. Фото автора и НГХМ 

  • 042 (2138) 07.05.2025

Дата публикации

« Май 2025 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31  

Свежий номер

Свежий номер

044 (2140) 14.05.2025

Партнеры


 gosu  

© 2025  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru