Первый регулярный авиарейс в России был выполнен по маршруту Москва — Нижний Новгород 15 июля 1923 года. Именно с этого полета пассажирского самолета компании «Аэрофлот» началась история гражданской авиации в России.
Впрочем, если быть совсем точными, то самый первый пассажирский рейс был совершен 29 июля 1922 года. Это был пробный рейс с пятью пассажирами по маршруту Москва — Нижний Новгород. Самолет взлетел со второго аэродрома завода Главвоздухфлота в Москве и приземлился в Канавине, на поле Гордеевского ипподрома, где еще в начале ХХ века проходили показательные полеты первых российских авиаторов. Именно там, в Гордеевке, после одного из таких авиашоу, состоявшихся в 1910 году, началось увлечение авиацией у Петра Нестерова, ставшего впоследствии выдающимся российским военным летчиком.
Первый пробный пассажирский авиарейс по маршруту Москва — Канавино прошел удачно, и летом 1922 года были организованы эпизодические полеты по этому маршруту в связи с открытием в Нижнем Новгороде первой в послереволюционный период всероссийской ярмарки. Авиалинию обслуживали три самолета.
А через год, летом 1923 года, когда вновь заработала ярмарка, была открыта первая в нашей стране регулярная воздушная линия Москва — Нижний Новгород. Первый регулярный авиарейс состоялся 15 июля. Самолет вылетел из Москвы в 11:00 с Ходынского поля, и примерно через четыре часа первый рейсовый самолет «Промбанк» совершил посадку в Нижнем Новгороде. Перелет выполнил пилот авиакомпании «Добролет» Яков Моисеев; пассажирами первого рейса стали директор-распорядитель «Добролета» Александр Краснощеков, член правления «Добролета» Игнатий Дзевалтовский и начальник авиалинии Аникин.
На следующий день, 16 июля 1923 года, на рейс Москва — Нижний Новгород были распроданы все билеты на две недели вперед. И это несмотря на то, что стоимость перелета была дороже, чем проезд по железной дороге.
Регулярное авиационное сообщение по первому пассажирскому воздушному маршруту осуществлялось с 1 августа по 22 сентября, до закрытия Нижегородской ярмарки. Перелет занимал 2,5 часа и проходил на высоте 250 метров.
За три с половиной месяца по авиатрассе Москва — Нижний Новгород было выполнено 94 рейса, перевезено 270 человек и 2 тонны почты и груза. Летных происшествий не было. После закрытия ярмарки по маршруту Москва — Нижний Новгород полеты выполнялись только по особым заданиям.
Создание этой авиалинии было важным событием в гражданской авиации России. В те годы в связи с несовершенством авиационной техники обеспечивать регулярность рейсов было трудно. Возможность выполнения полета сильно зависела от погодных условий, времени суток и сезона. Самолеты летали ниже покрова облачности и только в светлое время суток. Дальность полета была невелика, а запасных аэродромов мало.
Опыт, накопленный при эксплуатации первой регулярной авиалинии, позволил составить ориентировочный план открытия воздушных линий в СССР на 1924–1926 годы. Это положило начало организованному строительству авиалиний в нашей стране.
Источники информации и фото: voenobr.ru, aeroflot.ru, skorobutov.wordpress.com, testpilot.ru