В этом году исполняется 205 лет нашему земляку, писателю, этнографу, публицисту Павлу Ивановичу Мельникову. Автор романов «В лесах» и «На горах» не входит в школьную программу, не числится в первых рядах русских классиков, но верные читатели и почитатели у него имеются и сегодня.
Загадочный автор
Павел Иванович Мельников (псевдоним: Андрей Печерский, также известен как Мельников-Печерский) – один из самых загадочных писателей XIX века. В жизни Мельникова было немало крутых поворотов судьбы. Деятельность писателя на государственной службе была засекречена. Личность Павла Ивановича была настолько противоречива, что впору писать детектив. Как чиновник по особым поручениям Мельников рьяно боролся со старообрядчеством, а в конце карьеры уверился, что именно старообрядцы – надежда и оплот России. Творчество писателя до сих пор вызывает немало споров. При жизни Мельникова-Печерского хвалили за полноту и правдивое освещение народной жизни, ставили на один уровень с Гоголем и Тургеневым. В советский период старались обходить стороной. Только после перестройки критики стали рассматривать литературное наследие нашего земляка более-менее объективно, обращаться к Мельникову как к знатоку психологии человека, мастеру живого слова, собирателю фольклора, этнографу и краеведу. В этом смысле нижегородцам повезло. Благодаря Мельникову сегодня мы хорошо представляем, как жили наши предки в позапрошлом веке, чем занимались, во что верили, чем дорожили. Его романы – энциклопедия народной жизни, традиций, обычаев, обрядов, промыслов.
Чиновник и писатель
Родился Павел Мельников в Нижнем Новгороде в родовом дворянском доме на углу Мартыновской и Тихоновской улиц (ныне улицы Семашко и Ульянова) в 1818 году. Детство прошло в Семенове. Окончив словесное отделение Казанского университета, Павел Иванович служил в Пермской и Нижегородской гимназиях. Был дважды женат. Практически вся профессиональная и частная жизнь Мельникова-Печерского была связана с Нижегородской губернией. С 1847 года находился на службе в Нижегородском губернском правлении. В 1850 году причислен к штату Министерства внутренних дел. Занимался исследованием и «искоренением старообрядчества». В 1866 году Павел Иванович был отрешен от должности чиновника особых поручений и переведен в Москву без жалованья. Жил исключительно за счет литературного труда, а в 1881 году получил отставку. 1 февраля 1883 года Павел Иванович Мельников скончался в Нижнем Новгороде и захоронен на Бугровском кладбище.
«В лесах» и «На горах»
Романы «В лесах» и «На горах» читаются легко и с удовольствием. Мельников рисует нам яркие образы нижегородцев. Заволжские купцы Мельникова-Печерского – «тысячники» и «миллионщики», люди незаурядные, умные и оборотистые. Купец-старообрядец Павел Чапурин, вышедший из простых мастеровых, своим умом заработавший состояние, на наш взгляд, один из лучших персонажей романа. Да, у Чапурина есть недостатки – вспыльчив, доверчив, горяч, но в то же время щедр, готов прийти на помощь, умеет прощать, с уважением относится к своим наемным работникам. Нам, жителям Нижегородского края, особенно интересно сегодня знакомиться с лексикой позапрошлого века. Здесь мы встречаем и устаревшие слова: вареги, поярок, снежок пополоть, одна сухота, заедок, повалуши, шабры, витаться, и прелюбопытные выражения: «не обсевок же я в поле какой!», «не обвык я зря, с ветру говорить», «а привычка не истопка, с ноги не сбросишь», «клевета, что стрела человека разит». А что означает «подняться с постели только ко второму уповодку»? Оказывается, уповодок – время работы от одного приема пищи до другого. Мы знакомимся с промыслами токарей-ложечников. В первой книге «В лесах» рассказывается про артель лесников, описывается быт, правила артели. Живут рабочие в землянке, прокопченной до такой степени, что лиц у людей от сажи не видно. Работают весь световой день, работа тяжелая. В пост постятся – едят похлебку из гулены (картофеля), сухих грибов, лука, гречневой крупы да гороховой муки. А кушанье из гороха с репчатым луком да льняным маслом им нравится больше всего. Едят также тюрю из кваса, сухарей, соленых груздей, рыжиков, вареной свеклы, лука и постного масла. Замечательны и артельные правила, которые строго соблюдаются, иначе в лесу нельзя. Брань и ссоры не дозволяются, работать все одинаково должны и все решать сообща.
Обряды нижегородцев XIX века
Мельников-Печерский вводит в произведение упоминание языческих праздников и обрядов: «как ни старалась церковность истребить эти остатки языческой обрядности, затмить в народной памяти все, что касалось древней веры, – все-таки много обломков ее доселе хранится в нашем простонародье», – пишет Мельников-Печерский. Вот, например, как отмечали Радоницу, «навий день»: «В «навий день» стар и млад спешат на кладбище с мертвецами христосоваться. Отпев церковную панихиду, за старорусскую тризну садятся. Рассыпается народ по божьей ниве, зарывает в могилки красные яйца, поливает жальники сыченой брагой, убирает их свежим дерном, раскладывает по жальникам блины, оладьи, пироги, кокурки, крашены яйца, пшенники да лапшенники, ставит вино, пиво и брагу… Затем окликают загробных гостей, просят их попить – поесть на поминальной тризне». Описывается еще один забавный обряд: «Чтобы червь на гряды не напал, лютые росы не прошли, дождиком не залило, надо совершенно голым обежать все гряды, и непременно это должны делать красны девицы». Дилогию Мельникова-Печерского, несомненно, надо читать и перечитывать, так как из нее можно почерпнуть богатейшие фольклорно – этнографические знания.
Елена Анисимова
Фото из открытых источников