День города

Мы в соцсетях:    fb  vk 

Комсомол — воспитание лидеров

В 2018 году исполнится 100 лет Всесоюзному ленинскому коммунистическому союзу молодежи (ВЛКСМ). В Советском Союзе эта молодежная организация помогала воспитывать и вовлекать молодых людей в строительство нового общества. Как это было? В чем была польза этого общественного движения? Об этом и не только нам рассказал Владислав Бородачев, ныне советник при ректорате Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, а когда-то секретарь райкома и обкома ВЛКСМ.

Учили жить правильно

– Мне повезло учиться в уникальной автозаводской средней школе № 36 города Горького, – рассказывает он, отвечая на вопрос, с чего для него начался комсомол. – Там была идеально организована система обучения, предоставлялись гарантии качества. Обучающиеся имели возможность заниматься творчеством, включая трудовое воспитание на ГАЗе, работу по месту жительства, общественную деятельность, культуру и спорт.

Как отмечает Владислав Владимирович, в школе были высокие требования не только по организации и качеству обучения, но и воспитанию. Однако, несмотря на то что директор школы человеком был очень строгим, общался он с учениками на равных.

– Директор у нас был уникальный – Прохоров Сергей Иванович. Он пришел после войны и 40 лет был директором школы. Сейчас много спорят: образование – это услуга или служение? Я сторонник того, что главные персонажи в школах и вузах – это школьники и студенты. А призванием педагогов было их обучать. Они как богу служили ученикам. Большинство наших учителей окончили школу с золотой медалью, а в пединституте в те времена учиться было очень престижно.

Профессионализм и полную самоотдачу дети ценили, видно было, что цель учителей одна – научить правильно жить. В результате школьники, обучаясь в математической школе, успевали не только хорошо учиться, заниматься спортом, но и, начиная с пионеров, вели серьезную общественную работу. Они, как тимуровцы из книги Аркадия Гайдара «Тимур и его команда», помогали ветеранам, вдовам погибших на войне ветеранов, сторожили школу, чтобы там не было воровства, и делали много другого, помогая своей стране.

– В 1962 году я вступил в комсомол и через полгода стал секретарем комитета комсомола, – вспоминал Владислав Владимирович. – Мы много полезных дел делали внутри школы, спортом много занимались, серьезной общественной работой, были резервом бригады коммунистического труда.  Нас даже телевидение снимало! Все делали одновременно – это было естественно.

Самоуправление студентов

 В 1990-е годы отношение к комсомолу у многих изменилось.

– Его стали поливать грязью, говорили, что мы были карьеристы, ради карьеры вступали в комсомол, потом шли в партию, – отмечает Владислав Бородачев. – А сейчас те же самые люди вспоминают, что тогда было все по закону, понятно, системно, а комсомольцы отличались ответственностью.

Владислав Владимирович рассказал, что после поступления в Горьковский политехнический институт учился по специальности «судостроение и судоремонт», собирался заниматься только наукой. А на втором курсе его избрали секретарем комсомольской организации факультета. И вот здесь окончательно сформировалось чувство ответственности, которое очень помогло ему в жизни.

– Ректором Горьковского политехнического института, первым секретарем горкома партии тогда был Михаил Петрович Тузов. Он ввел полное самоуправление студентов, факультетом командовали мы, вплоть до того, что отвечали за прием, – сообщил Владислав Бородачев. – Смотрели, чтобы не было ошибок. Организовывали мероприятия, факультетские вечера, смотрели за порядком, чтобы не было ни соринки, чтобы не было пьяных.

И в спортивно-оздоровительном комплексе для политехников «Ждановец» за дисциплиной полностью следили студенты. Председателем совета лагеря четыре года подряд был Владислав Бородачев.

Ответственность и честность

Как и в школе, одной из главных задач вуза было воспитание.

 – В вузе, где система образования была организована на более сложном уровне, понятие «служение» также присутствовало, при этом на некоторых новых направлениях подготовки стали появляться элементы предпринимательской деятельности, то есть «услуги». В целом под образованием в то время мы в большей степени понимали «воспитание». На четвертом курсе Горьковского политехнического института я, будучи секретарем комсомольского бюро факультета, разработал «Комплексную систему воспитания инженера-кораблестроителя», в которой система профессионального образования представляла собой ствол дерева, а идеологические, культурные, спортивные и другие мероприятия формировали его крону, – на- писал в одной из статей Владислав Бородачев.

Так с помощью комсомола формировалась личность, главными качествами которой были честность и ответственность. Студенты-ровесники сами могли исключить из вуза товарища, например за злоупотребление алкоголем.

– Из вуза могли исключить за выпивку, – вспоминает Владислав Владимирович. – Разбор этих случаев предоставляли комсомольской организации. И мы вникали во все тонкости ситуации, а потом выносили решение. Однажды удалось спасти от исключения одного будущего директора завода, который случайно несколько раз попадал в вытрезвитель.

Вот так комсомольским работникам приходилось успевать везде. Они занимались и наукой, и спортом, и общественными делами.

(Продолжение следует.)

Подготовила Дарья Светланова

Фото из архива Владислава Бородачева  

СПРАВКА

Российский коммунистический союз молодежи (РКСМ) создан на 1-м Всероссийском съезде союзов рабочей и крестьянской молодежи 29 октября 1918 года. В июле 1924 года РКСМ было присвоено имя В. И. Ленина – Российский ленинский коммунистический союз молодежи РЛКСМ). В связи с образованием Союза ССР (1922) комсомол в марте 1926 года был переименован во Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи (ВЛКСМ). По уставу ВЛКСМ в организацию принимались юноши и девушки в возрасте от 14 до 28 лет. Первичные организации ВЛКСМ создавались на предприятиях, в колхозах, совхозах, учебных заведениях, учреждениях, частях Советской армии и флота.

Владислав Владимирович Бородачев (родился 2 июля 1947 года) – профессор, советник при ректорате Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета. Окончил Горьковский политехнический институт по специальности «судостроение и судоремонт», квалификация «инженер-кораблестроитель», а затем – аспирантуру по кафедре «Теория и строительная механика корабля». С 1972 по 1980 год работал на выборной комсомольской работе в должностях секретаря райкома и обкома ВЛКСМ. В 1977 году окончил высшие офицерские ордена Ленина Краснознаменные курсы «Выстрел» по должности офицера-политработника ВУС 6019. В 1980– 1982 годы – заведующий научной лабораторией, а с 1982 по 1992 год – проректор по заочному обучению Горьковской высшей партийной школы. С 1992 года Владислав Владимирович участвовал в открытии принципиально новых в отечественной экономической науке научного и учебного направлений, связанных с приватизацией, управлением имуществом, рынком ценных бумаг, функционированием акционерных обществ и другими атрибутами рыночной экономики. С 2001 г. по 2003 г. Бородачев В. В. работал заместителем губернатора, министром имущественных отношений правительства Нижегородской области.

  • 103 (1267) 13.12.2017

Свежий номер

Свежий номер

032 (1304) 18.04.2018
Все видео


Партнеры


gosu

© 2018  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru