День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Композитор Александр Касьянов: «Интеллигентный мудрец»

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://dengoroda-nn.ru/ru/kak-eto-bylo/kompozitor-aleksandr-kasyanov-intelligentnyj-mudrets#sigProGalleria617827927a
joomlamodniyportal.ru

Вышла в свет новая книга профессора Нижегородской консерватории, президента «Балакиревского общества» Валерия Колесникова «От Александра III до Горбачева. Жизнь композитора Александра Касьянова». Художественно-публицистический очерк, подготовленный в издательстве «Книги» в серии «Нижегородские были», рассказывает о творческом пути замечательного нижегородского композитора Александра Касьянова, его семье, друзьях, соратниках.

От замысла к воплощению

Взявшись за книгу, автор даже не предполагал, насколько увлечет его эта работа. Его герой оказался человеком незаурядным. Годы жизни композитора пришлись на непростое время – две революции, три войны – Первую мировую, Гражданскую, Великую Отечественную, на годы построения социализма. Сначала автор задумал написать обо всех горьковских-нижегородских композиторах, но, погрузившись в материал, «застрял» на Касьянове. Удалось собрать богатейший материал: документы, письма, публикации в газетах, воспоминания близких композитора и его коллег. Ездил в Москву, встречался с родственниками музыканта, изучал архивы, в том числе семейный архив Касьяновых, который бережно хранила сестра композитора Мария Касьянова. «Александр Касьянов – основоположник советской музыки в городе Горьком, заслуги его перед нижегородцами, безусловно, велики, – рассказал нашему корреспонденту Валерий Серафимович Колесников. – Главное, что характеризует творчество Касьянова, – это связь его музыки с традициями композиторов «Могучей кучки» – Мусоргского, Бородина, Римского-Корсакова. В то же время Касьянов, безусловно, композитор нашего времени, вооруженный приемами современного письма. Себя он считал композитором, «которому нужна помощь слова», использовал жанры, связанные с голосом, вокалом. Отсюда сочинение опер, романсов. Касьянов был интеллигентом дореволюционной закваски, прошел через все испытания, ниспосланные судьбой, и своим добросовестным трудом заслужил всесоюзное признание».

Отец – член Временного правительства

Насколько уважали Александра Александровича коллеги, можно судить по словам Арама Хачатуряна, который говорил: «Сколько радости приносит мне каждая встреча с этим интеллигентным до мозга костей мудрецом, как в святую купель окунулся». Тихон Хренников признавался: «Мы полны самых глубоких впечатлений от встречи с Вашей музыкой. В ней столько красоты нашей русской земли, замечательным сыном которой Вы являетесь». Творческое наследие Александра Касьянова насчитывает несколько опер, в том числе поставленных в театрах страны – «Степан Разин», «Фома Гордеев», «Ермак», симфонические и инструментальные произведения, произведения для хора, более 50 романсов, ряд патриотических песен, написанных в годы войны, а также музыку к сотням драматических спектаклей и радиопостановок. Композитор был удостоен почетных званий: заслуженный деятель искусств РСФСР, народный артист РСФСР, народный артист СССР, почетный гражданин города Горького. Отмечен наградами: Государственной премией РСФСР имени М. И. Глинки, орденом Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Трудового Красного Знамени, медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». При внешнем благополучии и удачливости жизнь композитора была полна трагических событий, связанных со сменой власти в России. О Касьянове писали много и хорошо, достаточно назвать книги Н. П. Угрюмова, И. В. Елисеева и других музыковедов и музыкальных писателей. Но никто и никогда не писал о том, что жизнь композитора переплетена с историей его семьи, отца – члена Временного правительства, матери – столбовой дворянки, братьев – офицеров царской армии. Только прочитав книгу, можно понять, насколько сложной была судьба композитора.

«Пью как Мусоргский»

В книге впервые рассказывается об участии Касьянова в конкурсе на создание Гимна РСФСР, о постановках его опер – в Большом театре, Новосибирском и Горьковских оперных театрах. Таким образом, эпическая для нашего города фигура композитора предстает совершенно в другом свете. Валерий Колесников рассказывает, каким Касьянов был в жизни. «При всем уважении к нему коллег Александр Касьянов оставался на редкость скромным человеком. Никогда не пользовался ни домами отдыха, ни санаториями. От лишней жилплощади после присуждения звания «Народный артист СССР» отказался. Рояль, стол, диван – вот, собственно, и все, что было в его комнате в последние годы жизни», – отмечает в книге Валерий Колесников.

Касьянов обладал прекрасным чувством юмора: «Скромность его не была показной. Одна из многих нижегородских легенд о композиторе гласила, что когда на одном из банкетов говорили о том, что он наследник «кучкистов», Александр шутливо ответил: «Да, пью я как Мусоргский, борода у меня как у Римского-Корсакова…» «Музыка – это все, чем жил Александр Александрович, – рассказывает Валерий Серафимович, – даже если бы в его доме нечего было есть, даже если бы ему не платили зарплату в консерватории, он все равно бы продолжал сочинять музыку».

В книге приводится интересный эпизод из жизни композитора. После войны Касьяновым выделили земельный участок. Поехали окучивать картошку Александр с сестрой Марией. Позже Мария вспоминала: Александр окучил один куст. Воткнул в землю лопату и говорит: «Что ж, Мария, давай отдохнем». То есть человек был настолько далек от всего, что не было связано с музыкой.

К истокам

Родился композитор в 1891 году в селе Болобонове Пильнинского района Нижегородской области – родовом поместье матери Надежды Васильевны Шипиловой, двоюродной сестры троих братьев Ляпуновых – математика, композитора и филолога. Отец Александр Егорович сделал карьеру от сына крестьянина-однодворца Орловской губернии до заместителя министра земледелия, действительного статского советника, получил потомственное дворянство. В семье постоянно звучала музыка, мать была хорошей пианисткой, именно она и обнаружила у Александра абсолютный слух. Уже в шесть лет мальчик без инструмента сочинил музыку к стихотворению Лермонтова «Скажи мне, ветка Палестины». По гудку мог определить принадлежность парохода к тому или иному акционерному обществу. В Нижнем Новгороде Александр окончил гимназию и частную музыкальную школу воспитанника придворной певческой капеллы В. М. Цареградского (где директором был Балакирев). В 1917 году – Петроградскую консерваторию по классу теории композиции под руководством Н. А. Соколова, по классу фортепиано – у своего дяди С. М. Ляпунова. Последующие годы были отмечены плодотворной творческой деятельностью Касьянова. Принимал деятельное участие в организации Народной консерватории, которую открыли к 1-й годовщине Октября. В 1918–1921 годах преподавал в Народной консерватории, преобразованной в Нижегородский музыкальный техникум, а в 1921-м его назначили директором этого техникума. В 1922 году ему довелось руководить первым в России радиоконцертом из Нижнего Новгорода, организованном Нижегородской радиолабораторией М. А. Бонч-Бруевича. С 1924 по 1949 год заведовал музыкальной частью 1-го Государственного театра Нижнего Новгорода (ныне театр драмы имени М. Горького).

Испытания на прочность

Валерий Серафимович Колесников, рассуждая о личности композитора, пишет: «Поистине жизнь постоянно испытывала Касьянова на прочность. В тот период, когда наступило всесоюзное признание, после гриппа он потерял слух. Да и «проклятое прошлое» сопровождало всю жизнь, наполняя ее неуверенностью, настороженностью и даже страхом. В разгар работы с «Симфоническим ансамблем» был расстрелян брат Василий. В период работы над оперой «Степан Разин» был арестован и погиб брат Юрий». В 1935 году Александр Касьянов получил заказ написать оперу «на волжский сюжет» для открывшегося Горьковского театра оперы и балета. Премьера оперы «Степан Разин» (либретто Нила Бирюкова) состоялась в 1939 году. А вот в Большом театре поставить оперу не получилось. Репетиции шли полным ходом, когда в газете «Правда» появилась статья, критикующая оперы «Богдан Хмельницкий» Данькевича и «От всего сердца» Жуковского. Передовицы в «Правде» приравнивались, можно сказать, к приказам. Поэтому руководство театра «на всякий случай» прекратило работу над «Разиным». Это было большим ударом для автора. Позже он сделал вторую редакцию для Горьковского театра (а потом и третью). С другими операми было гораздо лучше. Опера «Фома Гордеев» с успехом была поставлена в Горьковском театре оперы и балета. Затем театр показывал оперу в Москве в Кремлевском дворце в концертном исполнении. Оперу «Ермак» поставили в Новосибирске. Этот спектакль сибиряки приняли с восторгом, а затем с большим успехом показали в Москве в Большом театре. В 1946 году композитору Касьянову, к тому времени уже имевшему имя, предложили участвовать в конкурсе на сочинение Гимна РСФСР. В конкурсе среди прочих принимали участие Сергей Прокофьев, Дмитрий Шостакович, Дмитрий Кабалевский, Исаак Дунаевский и другие известные композиторы. Участник этого события Д. Р. Рогаль-Левицкий отмечал, что «при первом же прослушивании стало ясно, что из всех четырех гимнов наиболее добротным мог оказаться гимн Касьянова», однако решение по конкурсу так и не было принято.

«Нет города лучше нашего Нижнего…»

До конца дней своих Александр Касьянов был предан своей родине, Нижнему Новгороду. В переписке с братом Сергеем, который после революционных событий и Гражданской войны поселился в Брюсселе, Александр вспоминал: «В разлив отец брал меня иногда в поездки в Макарьев и Исады. От волжской шири, обилия воды захватывало дух. Неизведанный мир, песни гребцов оставили в душе неизгладимый след… Непередаваемо впечатление от лысковских базаров. Как сейчас слышу гомон, шум, возгласы. Казалось, что в этом гуле людских голосов скрыта какая-то стройная, неизвестная мне музыка». «Нет ли здесь прямой связи с песней про «волюшку-волю» атаманскую Степана Разина? Не «музыкой» ли лысковских базаров были навеяны и массовые сцены в операх Касьянова?» – пишет профессор Колесников. Сергей отвечал из-за границы: «Люблю Париж. Он своей безалаберностью напоминает Москву (старую). Амстердам, Брюна с их тихими каналами. Незабываемое впечатление остались после Константинополя. Мне дорога наша Северная столица – там прошли мои лучшие годы студенчества… Однако на всем земном шаре нет города лучше нашего Нижнего».

Елена Анисимова

Фото из книги «Жизнь композитора Александра Касьянова»

  • 011 (1869) 15.02.2023

Дата публикации

« Апрель 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Свежий номер

Свежий номер

031 (2008) 17.04.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru