День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

«Дворяне» с улицы Чаадаева

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://dengoroda-nn.ru/ru/kak-eto-bylo/dvoryane-s-ulitsy-chaadaeva#sigProGalleria895e4281e8
joomlamodniyportal.ru

На улице Чаадаева – центральной улице поселка авиационного завода – стоят три четырехэтажных жилых дома, сразу привлекающих внимание тех, кто впервые оказывается поблизости. Они выделяются среди уютных светло-желтых и салатовых домов Чаадаевки своей монументальностью и цветом фасадов, окрашенных в суровый темно-серый и глубокий бордовый.

В 1940–1970-е годы эти дома полушутливо именовали «дворянским гнездом». Почему этот, говоря современным языком, жилой комплекс получил такое прозвище, расскажем в нашей статье.

Немного истории

В начале 1930-х годов окрестности авиационного завода постепенно утрачивали свой деревенский вид. Началось формирование новых «городских» улиц, которым требовались новые названия. Чаще всего они получали имена в честь знаменитых летчиков и государственных деятелей, имевших отношение к развитию советского самолетостроения. Появление среди них улицы, названной в честь дворянина П. Я. Чаадаева, кажется довольно странным. Предполагают, что, когда решался вопрос о ее названии, кто-то из руководителей города вспомнил, что в 1934 году страна отметит 140 лет со дня рождения опального дворянина, критиковавшего жизнеустройство императорской России. Было решено почтить память выдающегося философа, близкого друга Пушкина (приближался 1937 год – столетие гибели великого поэта). Так центральная улица поселка 21-го завода получила имя Чаадаева.

Позднее на этой «дворянской» улице появилось и свое «дворянское гнездо». Но обо всем по порядку.

Элитное жилье

В те годы рабочие завода ютились в щитковых домах и бараках, а семьи летчиков-испытателей и заводских специалистов получали комнаты в коммуналках так называемых «лежачих небоскребов» – сейчас это дома № 24 и 26 по улице Чаадаева. В доме № 26 находилась квартира, выделенная братьям Алексею и Валерию Чкаловым.

В 1938 году в центре улицы Чаадаева началось строительство жилья для руководителей и инженерно-технических работников завода – они должны были получить отдельные благоустроенные квартиры. До начала войны успели построить и заселить два дома из того комплекса, о котором мы ведем речь (впоследствии они получили № 16 и 20).

Строительство дома № 18, по воспоминаниям старожилов, тогда не предполагалось и было начато уже после войны. Впоследствии долгое время этот дом носил название «новый», отличавшее его от «старых» соседей. Он расположен не по линии улицы, а в глубине, благодаря чему между домами был сформирован курдонер – парадный двор, обращенный в сторону улицы, отделявшийся от ее красной линии металлической оградой.

В «новом» доме квартиры были меньше и скромнее. Селились здесь уже не руководители высшего звена, а мастера и начальники заводских цехов, врачи, учителя, лучшие спортсмены авиационного поселка.

В первых этажах двух домов (№№ 16 и 20) размещались промтоварный и продуктовый, мясной и молочный магазины. На той же стороне улицы находились школа, почтовое отделение, стадион, обувная мастерская, баня. На противоположной в начале 1950-х был возведен Дом культуры и жилые дома, в первых этажах которых располагались библиотека, парикмахерская, аптека, книжный магазин. Жить в центре Чаадаевки считалось престижным: дома добротные, квартиры удобные, все необходимые для жизни объекты в шаговой доступности.

Обитатели «дворянского гнезда»

Неудивительно, что в этих трех домах многие десятилетия получали квартиры представители заводской элиты. На стенах домов № 16 и 20 установлены мемориальные доски с именами выдающихся сотрудников Аавиационного завода. Что это были за люди?

Одними из первых жителей «дворянского гнезда» стали знаменитый авиаконструктор Семён Алексеевич Лавочкин и директор завода Сурен Иванович Агаджанов, поселившиеся в доме № 16. Они работали на 21-м заводе в годы Великой Отечественной войны, когда здесь выпускали лучшие истребители Второй мировой – Ла-5 и Ла-7. Темпы производства военного времени потрясают воображение: каждый час – новый самолет (делали по 24–25 самолетов в сутки).

Заводчане, работавшие с Агаджановым, отзывались о нем как о высококлассном специалисте, справедливом руководителе, работящем и ответственном человеке: «Настоящий, правильный мужик! Что-то пообещал – всегда сделает!»

Одновременно с ним в 1942 году назначение на Горьковский авиационный завод и квартиру в том же доме получил Лев Георгиевич Култашев, занявший должность начальника производства. Этих двух людей связывала многолетняя трудная работа и крепкая дружба. Лев Георгиевич продолжал работать на ГАЗиСО и после кончины Сурена Ивановича Агаджанова. В 1960-е годы он стал соратником и единомышленником А.лександра Ильича Ярошенко (директора завода) и Талгата Фатыховича Сейфи (главного инженера). Втроем они провели полное техническое и организационное переустройство производства.

Евгений Иванович Миндров, занимавший квартиру в доме № 20, начал работать на заводе также в годы войны. Несколько лет он был главным инженером (с 1949 по 1956 год), но наиболее полно его талант раскрылся на должности главного конструктора. На его счету около 20 запатентованных изобретений.

Здесь же жил Герой Социалистического Труда Василий Александрович Мюрисеп, работавший на заводе с 1932 по 1985 год и прошедший путь от конструктора по проектированию технологической оснастки самолетов до главного технолога завода.

В 20-м доме поселился и Талгат Фатыхович Сейфи, получивший назначение на должность главного инженера Горьковского авиационного завода в 1956 году. Совместно с Александром Ильичом Ярошенко он создаст научно обоснованную систему управления качеством, которая впоследствии широко применялась на предприятиях СССР.

Долгие десятилетия в том же доме жил заслуженный летчик-испытатель СССР, кавалер орденов Трудового Красного Знамени и Красной Звезды Сетрак Петросович Айрапетов.

Сложно перечислить всех выдающихся людей, живших здесь, но все они внесли значимый вклад в развитие отечественной военной авиации и оставили добрую память о себе.

(Продолжение следует.)

Ольга Маркичева

Фото А. Манянина и из открытых источников

  • 091 (1601) 03.11.2020

Дата публикации

« Апрель 2024 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

Свежий номер

Свежий номер

034 (2011) 24.04.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru