«Ты помнишь, как все начиналось?»
Надо сказать, что до 1929 года никакой школы на территории этой части современного Московского района не было. Здесь располагались небольшие деревни в окружении соснового бора, болот и кустарников.
Когда в здешних местах началось строительство авиационного завода, на стройку приехали рабочие со своими детьми, которых нужно было где-то учить. Несколько лет для этих целей отводили разные временные помещения, но в конце мая 1935 года детям, окончившим очередной учебный год, объявили, что в сентябре они пойдут учиться уже в новую настоящую школу.
Место для нового школьного здания было выбрано вблизи заводских проходных. Нормальных дорог в окрестностях не было, и это затрудняло доставку стройматериалов. К окраине заводского поселка подходила узкоколейка, по ней привозили кирпич, а рабочие завода, направляясь на смену, несли оттуда по паре кирпичей на стройплощадку. На «народной» стройке, которая шла всего четыре месяца, трудились рабочие и комсомольцы авиационного завода.
Первого сентября 1935 года новая школа была открыта, как взрослые и обещали детям.
Эпоха Краснова
В 1939 году директором школы № 66 стал молодой учитель биологии Сергей Павлович Краснов. Его авторитет был велик не только в стенах школы, которой он отдал 30 лет своей жизни. Этого неугомонного мечтателя знали и уважали все жители поселка. Учителя, которым посчастливилось работать под его руководством, с гордостью называли себя красновцами. Старожилы, учившиеся в 66-й в те годы, когда здесь директорствовал Краснов, вспоминают, что Сергей Павлович помнил имена всех ребят с первого до выпускного класса, знал о способностях и учебных трудностях каждого, был внимателен ко всем перипетиям их жизни в школе и вне ее.
Сергей Павлович вместе с учениками участвовал в работах на пришкольном участке, в живом уголке, в школьных мастерских, которые сам же придумал и создал. В течение десятилетий школу справедливо сравнивали с дворцом или санаторием. Она была самым красивым зданием в округе и самым интересным домом для всех ребят поселка.
Пустырь превращается в сад
Работавшие с Красновым учителя помнят его слова: «Если театр начинается с вешалки, то школа – со двора». Но когда Сергей Павлович только стал директором, пришкольный участок выглядел заброшенным и напоминал стройплощадку: кругом песок, щебень, битый кирпич и прочий мусор, оставшийся от строительства. Прямо под окнами школы проезжали подводы и автомашины, оставляя глубокие колеи. Гулять в таком неуютном школьном дворе не хотелось никому, и здесь не задерживались ни школьники, ни взрослые.
Осенью 1939 года по инициативе нового директора педагоги и ученики вместе приступили к благоустройству участка вокруг школы. К концу сентября его очистили от мусора, определили место для физкультурной площадки, выделили участок под будущий сад и огород, привезли туда удобрения, торф, песок. Весной 1940 года на школьном дворе установили гимнастический городок и удобные скамейки, оборудовали волейбольную площадку. Перед школьным крыльцом появился великолепный фонтан. На участке высадили туи, акации и тополя, а в саду – десятки яблонь, кусты малины, смородины, вишни.
Затем на школьном дворе появились нарядные цветники, газоны и скульптуры, а сам участок был обнесен забором.
На пришкольном огороде дети выращивали зелень и овощи для школьной столовой. В1962 году по инициативе директора оборудовали кирпичную теплицу, которую отапливала заводская котельная. В ней выращивали помидоры, огурцы, перцы. Ученики ставили опыты, например проверяли всхожесть семян в разных условиях, сравнивали скорость роста и урожай овощей на обычных грядках и гидропонике. Сергей Павлович добился превращения пришкольного участка в настоящую учебную базу для постижения школьниками естественных наук: от коллекций засушенных растений и насекомых он уводил своих учеников в живую природу, стремясь, чтобы их представления о биологии и сельском хозяйстве не были безжизненными и отвлеченными.
Здесь был и живой уголок, в котором жили ручные лисицы, белки, кролики, черепашки, птицы, за которыми с интересом наблюдали и ухаживали дети.
Бывшие ученики с дрожью в голосе вспоминают любимую школьную традицию: 1 сентября на торжественной линейке каждому первокласснику вручали пакет, полный душистых яблок из школьного сада. Это была идея Сергея Павловича: после такого приема первоклашки сразу чувствовали себя членами большого и дружного коллектива.
Нужны мастерские? Построим их сами!
В 1960 году директор вместе с завучем по производственному обучению затеяли возведение пристроя к зданию школы, в котором принимали участие самые активные старшеклассники и учителя. Хотя в школе уже была своя мастерская, где стояли токарные и фрезерные станки, этого оказалось мало. Дело шло о создании специализированных слесарных мастерских, и общими усилиями рабочих авиационного завода, учителей и школьников к концу года новые мастерские были построены. Это было большое трехэтажное здание. Первый этаж заняли слесарные и механические мастерские, на втором этаже расположились кабинеты электротехники, автодела и домоводства, а на третьем – спортзал.
Новые парты своими руками
В 1963 году на школьном комсомольском собрании Краснов предложил ребятам подумать, как сделать школу еще более красивой, и не отверг ни одного, даже самого фантастического предложения. Возникла идея поменять парты в классах. Были разработаны модели двухместной парты для начальной школы и одноместной – для старшеклассников. Эскизы показали специалистам, и они их утвердили. Новые парты делали сами старшеклассники, к тому времени уже освоившие новые станки.
Через два года во всех классах школы вместо старых громоздких появились легкие удобные парты и стулья из алюминиевых трубок и авиационной фанеры. Ребята сами сделали книжные стеллажи для библиотеки, лабораторные столы в кабинеты химии и физики, подставки для цветочных горшков в коридорах.
Вскоре авторские разработки педагогов и учеников шагнули за порог школы. Посетивший школу министр просвещения СССР, оценив качество и удобство новых парт, заказал ученикам парты для школ Республики Марий Эл. А в начале 1970 года ребята изготовили мебель для кабинетов химии и физики школы села Николо-Погост Городецкого района.
Гагаринская школа
В 1968 году школе было присвоено имя первого космонавта Земли Ю. А. Гагарина. Это вполне соответствовало новаторскому духу учебного заведения. Ведь когда где-то говорили или писали о 66-й, очень часто употребляли слова: «первая», «первые», «впервые»: первый в городе пришкольный участок, первые школьные мастерские, где ученики выполняли заказы завода, первый в Горьковской области летний лагерь труда и отдыха, одна из первых физико-математических школ города… Такой школа стала именно при Краснове, умевшем придумать нечто новое, интересное или уловить новаторскую идею, а затем творчески ее развить и реализовать.
Сергея Павловича не стало в 1969 году. Уже полвека его школа живет без него. Конечно, ее не миновали трудности, которые она преодолевала вместе с городом и страной. Многое из того, что было создано Сергеем Павловичем Красновым и его единомышленниками, сохранить, увы, не удалось. Тем не менее здесь чтут традиции, заложенные в те годы, и даже нынешние учителя и ученики школы № 66 говорят о Сергее Павловиче как о близком, хорошо знакомом человеке. Он был не только выдающимся педагогом и руководителем – он был человеком, без которого невозможно представить историю 66-й школы и всего поселка Нижегородского авиастроительного завода.
Подготовила Ольга Маркичева
Фотографии из архива музея школы № 66 г. Нижнего Новгорода