Спектакль одного… режиссера
В Нижегородской драме Роман Виктюк поставил четыре спектакля: «Уроки музыки», «Милый, сколько яду положить тебе в кофе?», «Уроки мастера» и «Мастер и Маргарита».
– В 1987 году Роман Григорьевич приехал к нам ставить «Уроки музыки» по пьесе Л. Петрушевской. Посмотрел несколько спектаклей текущего репертуара, остался доволен труппой, ее мастерством и работоспособностью и назначил распределение ролей. И начались репетиции, – вспоминает директор драматического театра Борис Кайнов.
На репетиции Романа Григорьевича ходили практически все актеры, даже те, что не были задействованы в спектаклях. И мастеру это очень нравилось. Сам он ни минуты не мог сидеть на месте, постоянно ходил или бегал по залу и сцене, что-то показывал актерам. Настоящий моноспектакль режиссера!
– Нам выпало большое счастье и здорово повезло и участвовать в его спектаклях, и присутствовать на репетициях, которые были ни на что не похожи, – рассказывает актриса театра Елена Суродейкина. – Он ведь был режиссером-постановщиком не только на сцене, но и всего того, что происходило вокруг. От него исходила потрясающая энергетика и заразительнейшая увлеченность! Он завораживал актеров, случалась какая-то магия! У меня возникает такая картинка: мы сидим в пятом ряду, в зале Виктюк в красном свитере, который в микрофон кричит нашей актрисе: «Лидуся, гений!» Влюблял в себя артистов, вел их к результату, не унижая и не оскорбляя.
– Но ведь и матерные слова можно было от него нередко услышать? – спросили мы.
– Да, конечно, – соглашается Елена Александровна. – Но это было так выразительно, так нежно и все равно с большой любовью к актерам!
120 процентов таланта и профессионализма
Премьера спектакля «Уроки музыки» состоялась 28 октября 1987 года. Успех был грандиозный, причем и у критиков, и у зрителей, и у актеров. Что сходится крайне редко. Да и самому Виктюку понравилось работать в нашем городе, поэтому следующие спектакли он ставит в 1989 и 1990 годах.
– Надо сказать, что в быту Роман Григорьевич был совершенно неприхотлив, никаких запросов и особых требований, – говорит Борис Кайнов. – Для него самым главным было дело, творчество, предстоящий спектакль! А как он чувствовал музыку и пластику! На 120% владел своей профессией. И потом, у него всегда была масса вариантов: один день репетировали так, на следующий – совсем новый, другой вариант.
Между прочим, к нам в город приезжали театралы из Москвы – специально посмотреть спектакли Романа Григорьевича.
– Да и не только из столицы приезжали, но и из Владимира, Гороховца, Саранска, мы с ними знакомились, делились впечатлениями, – рассказывает нижегородская поклонница театра Ольга Маркова. – А как он раскланивался после премьеры – это же отдельный спектакль! Кстати, и мы ездили в Москву на спектакли Виктюка, смотрели «Квартиру Коломбины» с Лией Ахеджаковой, «Царскую охоту» с Маргаритой Тереховой, «Старую актрису на роль Достоевского» во МХАТе имени Горького с непревзойденной Татьяной Дорониной. И, конечно, легендарный спектакль «Служанки» в театре «Сатирикон». Актеры Романа Григорьевича просто обожали, хотя он со многими ругался и годами не разговаривал – с той же Ахеджаковой, Валентиной Талызиной, а с Константином Райкиным не общался почти тридцать лет, так не помирился с ним. И с ним бывало непросто.
«Мастер и Маргарита»: козни Воланда и незабываемые гастроли
В конце 2000 года в Нижнем только и говорили: к нам снова едет Виктюк! Ставить «Мастера и Маргариту» Булгакова! Действительно, продюсер Сергей Щербаков затеял уникальный проект с участием творческих сил двух нижегородских театров – Нижегородской драмы и ТЮЗа. По словам продюсера, в будущий спектакль он вложил около 30 тысяч долларов – огромная по тем временам сумма для нашего города! Репетиции шли то в ТЮЗе, то в драме. Актеры – тоже из обоих театров. Правда, много времени Роман Григорьевич посвящать репетициям не мог: сначала актеры сами много нарабатывали с ассистентом, затем Роман Григорьевич приехал на две недели, затем – работа с ассистентом, и снова приехал на какое-то время Виктюк.
– У него был уже в голове готовый спектакль, он просто вводил нас в нужное состояние, можно сказать, погружал в свой космос, – объясняет актриса Ольга Берегова, исполнявшая роль Маргариты. – Сколько он мне дал на тех репетициях, что я этим потом много лет пользовалась.
Конечно, не обошлось и без вмешательства потусторонних сил, когда речь идет о данном произведении. Так, в первые же дни Виктюк на полдня застрял в гостиничном лифте. А еще одна репетиция была отменена из-за сдачи театра в аренду для конкурса «Платье года». Режиссер негодовал:
– В доме искусства подобные мероприятия не должны проводиться. Я видел сегодня неудовлетворенных сексуально и визжащих девиц, которые демонстрируют ободранные шубки. А вслед за этим я вынужден ставить «Мастер и Маргариту». Воланд над этим издевался. Такое бедственное положение театров у меня отнимает жизнь!
Премьера прошла с успехом, хотя сам спектакль шел в Нижнем недолго, около двух сезонов. Зато какие были гастроли! –
Особенно запомнились поездки по поволжским городам: Самаре, Пензе, многим другим. И с нами ездил сам Виктюк! – вспоминает Ольга Берегова. – Чудесное счастливое время! После спектаклей мы собирались в номере гостиницы и слушали рассказы Романа Григорьевича, общались с ним.
Кстати, одного из нижегородских актеров – Михаила Фатеева мастер пригласил в Москву к себе в театр, где тот прослужил более пятнадцати лет (осенью 2018 года актер трагически ушел из жизни).
Несостоявшийся пятый
В 2004 году к Роману Григорьевичу отправилась делегация из Нижегородского драмтеатра с целью пригласить режиссера снова на постановку в театр.
– Мы приехали в Театр Виктюка, он как раз репетировал что-то с Ефимом Шифриным. Но нас принял замечательно, тут же прервал репетицию, предложил чай, кофе, – вспоминает Борис Кайнов. – Мы сидели час, вспоминали его нижегородские спектакли, ему нравилась и труппа, и наш город, но тогда Виктюк отказал. Он был очень загружен, все силы отдавал своему театру – его мечте, которая воплотилась в жизнь.
– Да, печально, что не состоялся пятый спектакль в Нижнем, – сожалеет Ольга Маркова. – Но все равно: то, что Виктюк ставил у нас, это большое счастье. Ведь в основном он работал в Москве. И буквально еще в пяти-семи городах. Нам повезло. И если актеры помнят работу с ним, а зрители – его спектакли, то Роман Григорьевич был бы счастлив. Ведь театр, актеры и зрители – это и есть его главное дело в жизни!
Александр Алешин
Фото из интернета