Ювелирная работа
Мэр осмотрел работу реставрационных мастерских, расположенных в цокольном этаже здания, а также проверил ход работ в Белом, Бархатном, Каминном залах, будуаре и др.
Как отметил глава города, подрядчик выдерживает график производства.
– Аварийно-восстановительные работы выполнены на 100%, лепнина сделана на 90%, стены восстановлены почти на 80%, также практически завершена большая часть подготовительных работ к чистовой отделке. Работа проведена сложная, можно сказать, ювелирная, – отметил Юрий Шалабаев.
По словам специалиста по обследованиям и реставрационным технологиям ООО ПРК «Гемера» Дмитрия Львова, в здании была проделана работа, масштаб которой трудно оценить.
– Здание Литературного музея нас все время удивляет своими конструктивными и художественными особенностями. Мы провели колоссальную работу по конструктиву деревянного здания. Оно стоит на каменном подклете, а сама конструкция – бревенчатая, вместе с бревенчатой кровлей и с вентилируемым цементным фасадом. Для конца XIX века это редкое явление. Нам нужно было, не развалив монолитный фасад, восстановить прогоревшие части стен и крышу. Мы это сделали, сохранив конструктив здания: балки, перекрытия, накаты, бревна. Для этого мы адаптировали старое дерево со старым «новым» деревом, которое мы находили в разных местах, где только можно, – рассказал Дмитрий Львов.
Литературный музей находится в доме В. М. Бурмистровой, который является образцом жилой купеческой постройки второй половины XIX века. Одноэтажное деревянное здание с цоколем было построено в 1885 году в стиле академической эклектики с использованием мотивов русского барокко и элементов русского классицизма.
Лепнину собирали по кусочкам
Больше других от пожара пострадал Белый зал музея.
– Зал был в плачевном состоянии. Гипсовая лепнина при пожаре фактически утеряна. Пришлось собирать пазлы из кусочков, снимать где-то, где-то закреплять. Очень кропотливая работа. Сейчас уже ничто не говорит, как было «до», мы видим прекрасный результат, – поделился Дмитрий Львов.
В особняке очень необычные, можно сказать, уникальные двери.
– Они двусторонние, каждая сторона сделана для того помещения, в котором установлена. И для каждой стороны применены свои материалы, – добавил специалист. – Как только закончатся работы по подготовке стен, потолков, полов, реставраторы приступят к завершающей фазе отделочных работ, среди которых – золочение и серебрение лепнины на потолках.
Помогают специалисты из Москвы
Глава города сообщил, что реставрационные работы идут не только в мастерских Нижнего Новгорода, но и Москвы. Тканевые интерьеры буквально по крупицам собирают во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. И. Э. Грабаря.
– Когда реставраторы закончат восстановление, тканевые элементы привезут и установят в Бархатном зале музея. Реставраторы сейчас восстанавливают не только то, что было утеряно во время пожара, но и то, что не смогли сохранить в советское время. Например, в будуаре восстановлена по документам и фотографиям лепнина на стенах. С наступлением устойчивых плюсовых температур продолжится работа на фасадах, будет восстановлен внутренний двор и терраса, на них у музейных работников свои планы, – добавил Юрий Шалабаев.
Расширение экспозиции
Сотрудники музея с трепетом, волнением и вниманием смотрят за реставрацией.
– Мы работаем вместе с реставраторами, предоставляем им материалы, исторические фотографии, которые хранятся в фондах нашего музея, – рассказала заведующая Литературным музеем Елена Агафонова. – То есть мы тоже вместе с ними работаем над историей этого дома, который очень-очень любим, в котором музей прожил и проработал более 90 лет.
Сотрудники музея уже планируют расширение его экспозиции.
– У нас появилось очень современное фондохранилище, поэтому все помещения, где раньше размещались фонды, мы откроем для посетителей. В цокольном этаже будет организована литературная гостиная, из которой можно будет выйти в сад. Будет организована экспозиция и в сейфовой комнате, где ранее хранились ценные экспонаты музея. Есть еще интересные подвальные помещения. Кроме того, задействуем и часть музейного двора, расположенного на территории бывшего бурмистровского сада. Сейчас думаем над интерактивными экспозициями, – поделилась планами Елена Агафонова.
Подготовила Елена Крюкова
Фото Алексея Манянина
Справка.
Государственный музей А. М. Горького – первый в стране музей писателя, открытый в Нижнем Новгороде 20 мая 1928 г. Его история началась с Литературного музея (сейчас Литературный музей – филиал Государственного ордена Почета музея А. М. Горького). Его первая экспозиция открылась для посетителей в трех комнатах Губернской библиотеки им. В. И. Ленина на Варварской улице и имела всего два отдела: «Творчество писателей-нижегородцев» и «Жизнь и творчество Горького. В 1934 году музей переехал в бывший купеческий особняк В. М. Бурмистровой, где находится в настоящее время.
Здание музея – объект культурного наследия (памятник истории и культуры) народов РФ регионального значения.