6 октября, в первый понедельник месяца, отмечается профессиональный праздник зодчих и градостроителей – Всемирный день архитектуры. Недавно аналитический центр НАФИ и фонд «Росконгресс» представили комплексное социологическое исследование о влиянии архитектурного облика на инвестиционную и туристическую привлекательность российских городов-миллионников. Нижний Новгород вошел в четверку архитектурных «флагманов» России наряду с Москвой.
Эстетика привлекает инвестиции
Аналитическое исследование именуется в высшей степени интригующе: «Архитектура как экономический ресурс». Архитектура – красивый, патриотичный и туристически привлекательный феномен. В значительной степени формирует культурный код любого города. Но как эстетика влияет на экономику? Оказывается, самым непосредственным образом.
16 городов российских-миллионников. В каждом опрошены по 300 респондентов (в Москве и Питере – по 500) от 14 до 80 лет. 84 процента жителей и 89 процентов предпринимателей считают: архитектурный облик мегаполиса влияет на желание инвестора вкладывать ресурсы в город. Честно говоря, я об этом слышу в первый раз. Бизнес стремится вкладывать деньги в красивый город, у «некрасивых», мол, шансов заведомо меньше. Раньше считалось по умолчанию, что архитектурные красоты для предпринимателей – фактор третьестепенный. Главное, дескать, прибыль. Сегодня, как выясняется, картина немного другая.
Появление в городе новых общественных пространств, как полагают опрошенные, напрямую способствует развитию бизнеса в нем.
Авторы исследования выделяют четыре типа городов по степени развитости архитектуры и креативных пространств. Города, задающие тренды, имеют наивысшие показатели. Это Москва, Санкт-Петербург, Казань и Нижний Новгород. Наш город сочетает в себе «сильный архитектурный бренд, развитую креативную инфраструктуру и высокую удовлетворенность жителей обликом городской среды».
Города, сохранившие историческую застройку и уникальные памятники, имеют наибольший туристический потенциал. Современная архитектура и креативные пространства – также значимые факторы. Поэтому, делают вывод исследователи, в туристическом брендировании города важно делать акцент на историческом наследии и интегрировать креативные пространства.
Десятка лучших
А теперь конкретика. Десятка знаковых архитектурных объектов Нижнего Новгорода выглядит, по мнению горожан, следующим образом. Первый номер – Нижегородский кремль. Тут все ясно, думаю, спорить никто не будет. Далее по списку – Чкаловская лестница, памятник Минину и Пожарскому, улица Рождественская. На пятом месте – канатная дорога через Волгу. Канатку нижегородцы и гости города воспринимают не только и не столько как архитектурный объект, но как веселый аттракцион с чарующими заводскими видами. Народная любовь во всей красе. На шестом месте – Государственный банк на Большой Покровской. Далее – Щелоковский хутор и его главная достопримечательность – музей деревянного зодчества. Восьмое место – тоже неожиданный выбор: домик Каширина. Замыкают десятку здание «Анкудиновка» (у авторов исследования, видимо, речь идет о технопарке. – С. А.) и креативное пространство ЦЕХ*.
– Архитектурный облик города, его зданий, становится важным параметром при выборе мест культурного отдыха и маршрута для прогулок, – утверждают исследователи. 97 процентов опрошенных нижегородцев отметили важность именно этого фактора.
А вот с креативными пространствами дела обстоят чуть менее оптимистично. О них слышали более половины нижегородцев (58 процентов). В Москве, например, о креативных пространствах слышали 76 процентов горожан, а 69 процентов там были. У Питера иная картина.80 процентов жителей Санкт-Петербурга знают о креативных пространствах, но только 21 процент считают их значимой частью городской идентичности. Москва здесь «впереди планеты всей», а в Нижнем и Питере горожане знают и доверяют креативным пространствам не в полной мере.
– Это перспективная, но пока недооцененная ниша для Нижнего Новгорода, учитывая признание архитектуры горожанами как развивающейся, интересной, – делают вывод авторы комплексного исследования.
Выбор двух столиц
А какие объекты выбрали москвичи и петербуржцы?
Эрмитаж и Зимний дворец, Петергоф, Исаакиевский собор, Невский проспект, Спас на Крови (храм на набережной канала Грибоедова. – С. А.), Адмиралтейство, Кунсткамера, Лахта Центр, Новая Голландия, Музей современного искусства. Это предпочтения питерцев.
У столичных жителей выбор такой: Красная площадь и Кремль, Большой театр, Старый Арбат, храм Христа Спасителя, МГУ на Воробьевых горах, Царицыно, Москва-Сити, Зарядье, фабрика «Красный Октябрь» и дом Мельникова на Арбате.
Задаем тренды
Нижний Новгород – среди лидеров, задающих тренды по уникальной и развивающейся архитектуре, туристической привлекательности, а также по эстетике уличных вывесок и рекламы. Чуть хуже у нас обстоят дела с креативными пространствами и состоянием исторических зданий. Тем не менее по сумме всех показателей Нижний Новгород – в четверке лучших среди 16 мегаполисов. Сам по себе этот факт дает несомненные дополнительные очки в копилку туристической привлекательности столицы Приволжья.
Сергей Анисимов
Фото пресс-службы губернатора и правительства Нижегородской области