Музей под открытым небом в парке Победы пополнился еще одним уникальным экспонатом — пассажирским экранопланом «Акваглайд-5». В основе этого экраноплана лежат разработки прославленного конструктора, нашего земляка Ростислава Алексеева. Этот экспонат стал в музее 42-м.
Пополнить экспозицию музея под открытым небом экспонатом, над которым так кропотливо и талантливо в свое время работал наш земляк, прославленный конструктор Ростислав Алексеев, было давней мечтой главы администрации города Олега Кондрашова. Ведь экранопланы в свое время дали нам безусловное преимущество на стыке трех стихий — воды, земли и воздуха. А разработка и испытание самого большого в мире летательного аппарата «КМ» (корабль-макет) с размахом крыла 37,6 м, длиной 92 м и максимальной взлетной массой 544 тонны произвели такой фурор на Западе, что американцы сначала приняли этот экраноплан за ожившего динозавра, а потом прозвали его «Каспийским монстром». Послужил основой для разработки и создания экраноплана-ракетоносца «Лунь» и поисково-спасательного судна «Спасатель».
— Мы долго искали образец такой машины, которая могла бы в полной мере проиллюстрировать гений инженерной мысли нашего знаменитого ученого, — рассказал градоначальник, планировавший, что экраноплан будет установлен на Волге напротив парка Победы.
Однако пришвартовать амфибию-ракетоносец или экраноплан-спасатель в экспозиции музея оказалось не так-то просто. Дело в том, что стоимость и транспортировка таких экранопланов, как «Лунь» или «Спасатель», своими габаритами похожих на «Каспийского монстра», значительно превышает финансовые возможности города. Поэтому пришлось остановиться на мирной версии машины-амфибии.
Малый прогулочный экраноплан «Акваглайд-5» на фоне своих могучих собратьев выглядит малюткой – длина 10,5 м, ширина около 6 м. Но он весьма проворный – способен парить над водой со скоростью до 179 км/час.
— Еще совсем недавно этот экраноплан находился в акватории Горьковского моря в Чкаловском районе, — отметил директор парка Победы Валерий Киселев. — В каком году он был изготовлен, точно установить не удалось, но известно, что проект был разработан в Центральном конструкторском бюро по судам на подводных крыльях имени Ростислава Алексеева, а испытания катер проходил на Черном море в районе Сочи. Бывший владелец экраноплана — закрытое акционерное общество «Арктическая торгово-транспортная компания». В честь первого пилота экраноплан назвали «Виктор Разживин».
— Месяц назад экраноплан привезли к нам в специальном трейлере в разобранном виде, — рассказывает инженер парка Игорь Богатов. — Крылья были отстыкованы, как хвост и пропеллеры. Также с экраноплана был снят двигатель, приборы навигации и управления. Для того, чтобы начать работы по монтажу и установке летательного аппарата, нужно было дождаться, когда растает снег.
Когда это произошло, в землю вбили три стойки, на которые был «посажен» экраноплан. Для большей прочности корпус экраноплана был прикреплен к стойкам стальными рейками. После этого приладили два мощных пропеллера, хвост и два крыла. Монтировали летательный аппарат шесть человек.
— Этот экраноплан мы поставили как продолжение экспозиции с нашей воздушной техникой, — сказал Валерий Киселев. — Его будет видно не только посетителям, но и проезжающим мимо парка. Экспонат интересный, а относительно другой техники он еще и современный, поэтому осматривают его с любопытством.
По словам Олега Кондрашова, обретение этого экспоната сегодня можно смело назвать большим успехом для нашего городского музея техники и оборонной промышленности.
Анна Родина
Фото Алексея Манянина