Уже второй год на базе нижегородских школ № 92, 95, 142, 8, 56, 39 и детского сада № 110 в качестве пилотного реализуется специальный образовательный проект для детей с аутизмом. С детьми, большая часть которых раньше вынуждена была сидеть дома, теперь занимаются специально обученные педагоги.
Проект «Современные технологии обучения детей с выраженными расстройствами аутистического спектра, коммуникации, интеллекта и поведения на базе коррекционных школ Нижнего Новгорода» реализуется благодаря трехстороннему сотрудничеству между Фондом «Обнаженные сердца», основанным всемирно известной топ-моделью, нашей землячкой Натальей Водяновой, Нижегородской региональной общественной организацией поддержки детей и молодежи с ограничениями по здоровью «Верас» и департаментом образования администрации Нижнего Новгорода.
Как говорят эксперты Фонда, в России очень много детей и подростков с расстройствами аутистического спектра не имеют возможности учиться. Часто родителям дают заключение о неготовности ребенка к обучению даже в коррекционной школе или предлагают обучаться самостоятельно, дома. В результате такие дети не развивают свои социальные навыки, а большинство и не получают знания. Их родители вынуждены отказаться от работы, чтобы быть с ребенком дома.
Причем, по мнению экспертов, большая часть таких ребят способна учиться и даже достигать высоких результатов. Однако диагноз «аутизм» предполагает определенные особенности поведения: высокую утомляемость и отвлекаемость, трудности в социальном поведении и общении, поэтому обучение по обычным программам становится практически невозможным.
В коррекционной общеобразовательной школе № 142 и раньше пытались учить детей-аутистов. Однако, обучение шло туго.
— Раньше мы не знали, как обращаться с такими сложными детьми, — рассказывает директор специальной коррекционной общеобразовательной школы VIII вида № 142 Нина Бурмистрова. — Мы их кормили с ложечки, ухаживали за ними, убирали. Обучать приходилось методом тыка, поскольку специальных методик не было.
Директор и преподаватели вспоминают, как они учили детей держать ложку в руке, а у малышей это не получалось, поэтому их просто приходилось кормить. Были проблемы и с приучением детей к туалету. Иногда приходилось терпеть агрессивные выходки воспитанников: дети щипались, кидались стульями и партами, пытались убегать из класса, бились о стену.
— Ценность пилотного проекта в том, что теперь наших преподавателей учат, как нам действовать в той или иной ситуации, как обучать детей с расстройствами аутистического спектра, — говорит Нина Бурмистрова. — Наши преподаватели прошли стажировку в Санкт-Петербурге, были на семинарах-практикумах. И сейчас мы не только за детьми ухаживаем, но успеваем их обучать и социализировать.
— С такими детьми надо меньше говорить, — отмечает учитель-воспитатель 2 класса школы № 142 Светлана Морковкина, показывая карточки. — Для них наша речь — сплошной шум. По этой причине, если дети захотели попить, то они указывают на конкретную карточку, то же самое происходит и со всеми другими действиями. Мы знаем особенности каждого ребенка, который у нас учиться, и подстраиваемся под их настроение, но подстраиваемся таким образом, чтобы можно было корректировать их поведение. И они нас слушаются.
В школе существует определенный распорядок. Дети приходят к 8 часам, занимаются, идут на завтрак, потом опять — на уроки. Занимаются математикой, письмом, развитием речи, музыкой, ручным трудом. Каждый урок длится от 15 до 40 минут в зависимости от настроения детей и желания учиться. Если есть настроение и желание, то все проходит спокойно, а если нет, то учителям приходиться отвлекать и развлекать детей.
Этих детей не зря называют особенными. Причем, особенности у них для непосвещенного человека довольно странные. Например, Лизавета любит кусаться, поэтому носит с собой небольшой диск, который засовывает в рот, как чувствует такую необходимость. Александр, когда нервничает, начинает кидаться вещами, которые есть под руками. И эти особенности детей учителям приходиться учитывать и корректировать общением.
— Конечно, дети, которые учатся в школе — сложные. Когда они пришли, никто из них не мог разговаривать, а уж читать или писать подавно, — говорит Светлана Морковкина. — Сейчас существует большой прогресс в развитии.
По ее словам, за полтора года, в течение которого длится обучение, удалось сделать так, что дети встали на лыжи, делают вместе с ребятами из других классов зарядку. Существуют и личные достижения. К примеру, Лизавета время от времени стала произносить слова. Бывает, что за учителями повторяют Даниил и Никита. У Александра прогресс, пожалуй, самый большой: он начал разговаривать, освоил глобальное чтение, может писать на доске слова.
Этому очень рады не только учителя, но и, главное, родители. Как отметила мама Александра Наталья Сальникова, обучаясь в школе, дети получили шанс стать нормальными людьми.
— Этот проект нас просто окрылил, — отметила она. — Прогресс очень большой. Дети с удовольствием каждый день идут в школу, с интересом учатся, им здесь нравится. Спасибо учителям за их заботу. Польза от данного проекта неоценимая.
Оценили результаты нижегородского пилотного проекта и в Москве. Представители министерства образования РФ предложили нашему городу быть экспериментальной площадкой по работе с детьми с ограниченными возможностями.
Ирина Белова, Светлана Муратова и Анна Родина
Фото Алексея Манянина и Натальи Бурухиной