Избавиться от грунтовых дорог, найти рабочие руки
— Чкаловск считается промышленным городом. Население Чкаловска — около 11 тысяч человек, Чкаловского района — 9,5 тысячи. Бюджет Чкаловска — 30 миллионов рублей, — рассказывает глава Чкаловска Евгений Сорокин. — У нас не хватает рабочих рук. У нас уже работают три семьи с Украины. Сейчас идет активное расселение граждан из ветхого фонда: в 2009–2010 годах: 96 семей получили новые квартиры. Некоторые ждали новое жилье с 1950-х годов! 93 семьи получили 12 домов. Первостепенная задача — избавиться от грунтовых дорог, сделать центр Чкаловска, потом двигаться к окраинам.
Заместитель главы районной администрации Любовь Владимирова рассказала журналистам о том, что за последние три года район смог подняться по комплексным показателям из категории отстающих в категорию районов со средними темпами социально-экономического развития.
Справка
Чкаловск расположен на правом берегу Волги (Горьковское водохранилище), в 58 км от железнодорожной станции Заволжье и в 97 км к северо-западу от Нижнего Новгорода.
Чкаловск возник в XII веке и назывался тогда Василёвой слободой в честь своего основателя — князя Василия Юрьевича, сына Юрия Долгорукого. Основанием создания поселения послужило то, что оно служило запасным пунктом обороны для Городца. Когда Юрий Долгорукий отвоевал у черемисов городок Малый Китеж, он переименовал его в Городец Радилов. В 1937 году после совершения Валерием Чкаловым рекордного перелета через Северный полюс в США поселок Василёво был переименован в честь знаменитого земляка в Чкаловск. В 1955 году Чкаловску был присвоен статус города.
К «Полету» готов!
Завод «Полет» — одно из градообразующих предприятий Чкаловска.
— «Полет» был образован в 1968 году как филиал московского предприятия «Плутон», — рассказывает генеральный директор «Полета» Филипп Фарбер. — Мы производили более 1,5 тысячи комплектующих для военной техники. В советские времена на нашем предприятии делали СВЧ-печи, генераторы для них. С 1991 года начался кризис, пропал оборонный заказ. Если раньше на предприятии трудились 1,3 тысячи человек, то тогда осталось 400 сотрудников. Но мы выжили. В 1993-м мы стали самостоятельными. Заключили контракт с Министерством путей сообщения, производили комплектующие для вагонов. Ведь мы были практически единственными в стране, кто производил СВЧ-печи для железнодорожных составов. Потом мы вышли на строительную отрасль. Дела постепенно стали налаживаться.
В настоящее время ОАО «Завод “Полет”» производит комплектующие изделия для специального приборостроения, автопрома и Российских железных дорог. Кстати, для автопрома производятся оригинальные запатентованные изделия — крышки клапанов для двигателя внутреннего сгорания (ДВС) из полимерных материалов, точные металлические комплектующие для ДВС. На предприятии работают 270 человек. Завод располагает квалифицированными кадрами инженерных и рабочих специальностей, способных решать вопросы производства сложных технических изделий из металла и полимеров по циклу от разработки конструкции изделия и оснастки до серийного выпуска изделий.
Судоверфь на плаву
Чкаловская судоверфь ведет свою историю с 1883 года. В составе Министерства речного флота предприятие было базовым по строительству, ремонту и модернизации технического флота и единственным предприятием в стране, способным формировать весь комплекс сменно-запасных частей приводных механизмов гидросооружений.
Основная продукция предприятия — суда технического флота: большие тяжелые земснаряды и землесосы, самоходные и несамоходные грунтоотвозные шаланды, толкачи-шаландировщики, а также детали для судов, шлюзов, всех дноуглубительных черпаковых земснарядов и землесосов.
Такие суда выполняют дноуглубительные работы, работы по транспортировке тяжелых и связных грунтов. Предприятие имеет достаточные мощности, опыт и потенциал для расширения номенклатуры строительства судов технического флота.
— Сейчас на предприятии работают 237 человек. Они выполняют военный заказ для Городецкого судоремонтного завода, — говорит Евгений Сорокин.
Правда, пока не ясно, появятся ли у ОАО «Чкаловская судоверфь» новые заказы и контракты. Впрочем, в связи с политикой импортозамещения перспективы могут появиться.
«Бальзам» на душу
«Бальзам» тоже предприятие с солидной историей. Оно было основано в 1967 году. С самого начала предприятие специализировалось на выпуске натуральных виноградных вин и крепких алкогольных напитков. В арсенале завода производство как государственно важных советских напитков — водок, портвейнов, горьких и сладких настоек, так и собственные разработки — фруктово-ягодные вина, виноградное вино, знаменитые на всю Россию бальзамы, легендарная водка «Чкаловск-Ванкувер», произведенная в 1992 году к юбилею памятного перелета Валерия Чкалова через Северный полюс.
С 2006 года на заводе шла реконструкция производства. Ставку сделали на игристые вина. Это было логично, ведь известный на всю Россию Нижегородский завод шампанских вин в 2000-х работал с хроническими убытками и стремительно двигался к банкротству. В 2008 году с конвейера сошла первая бутылка российского шампанского производства «Бальзам».
— Площадь завода — 4,5 гектара, на «Бальзаме» работают 158 человек, — рассказывает директор обособленного подразделения «Бальзама» Олег Садаков. — Завод перспективный. Сейчас здесь выпускается по 10,5 миллиона бутылок игристого напитка в год. Виноматериалы мы привозим с юга России — из Краснодарского и Ставропольского краев.
— Все образцы сырья мы тщательно изучаем в лаборатории, — продолжает главный технолог «Бальзама» Нина Ханкова. — Десять дней вино отдыхает от транспортировки. Потом оно купажируется, оклеивается, поступает в цех шампанизации, там бродит по технологии 25 дней. Каждые пять дней сотрудники лаборатории проверяют будущее шампанское. Кстати, процесс шампанизации занимает достаточно времени и может доходить до 90 суток.
Чкаловское «Российское шампанское» имеет налаженный рынок сбыта и поставляется в тридцать российских регионов. Кстати, в России предпочитают сладкое игристое, брюта выпускается только десять процентов.
Если виноматериалы используются наши, российские, то оборудование сплошь иностранное — болгарское, итальянское, французское, швейцарское. Кстати, санкции на него не распространяются. Значит, обновление оборудования и модернизация производства — вещи вполне реальные.
— Импортное оборудование сильно выручает, — говорит Нина Васильевна. — Например, если раньше вино обрабатывали холодом и это занимало две-три смены ручного труда, то сейчас мы закупили электродиализ (аппарат для обработки вина французского производства. — Прим. авт.), и обработка происходит автоматически, четко и отлажено.
Емкости для вина теперь тоже моются полностью автоматически. Российское шампанское разливается только в новые бутылки, которые закупают в Марий Эл, Вологде, Санкт-Петербурге.
Год назад завод получил лицензию на производство водки. Возможно, скоро наладится производство бальзама — визитной карточки завода.
Гипюровое настроение
Конечно, промышленные производства очень важны. На них держится экономика и всего нашего региона, и каждого района, где расположены такие предприятия.
Но Чкаловск — это еще и городок, где развиваются, в том числе и в промышленном масштабе народные промыслы. Среди них и прославленный гипюр.
С конца XIX века производством особого вида вышивки «по выдергу», то есть по крупной сетке, своей мягкостью и прозрачностью напоминающей кружево, занимались отдельные местные мастерицы. В 1920-е годы вышивальщицы объединяются в артели. Одна из первых — «Катунская трудовая артель по строчке и вышивке белья» — была организована в 1924 году, в 1937-м ей присваивается имя Чкалова.
1960 год стал переломным в истории промысловых артелей: они переходят в разряд государственных предприятий. На базе объединенных артелей была создана Чкаловская строчевышивальная фабрика, которая в 1998 году была преобразована в ОАО «Гипюр».
Сегодня ЗАО «Гипюр» — одно из немногих современных предприятий, которое сохранило вековые традиции уникальной нижегородской гипюрной вышивки. Предприятие производит комплекты постельного и столового белья, дорожки, салфетки, а также юбки, блузы, халаты из экологически безопасных тканей льна и хлопка с художественной вышивкой.
— Льняное белье практически вечное! — подтверждает качество «гипюрной» продукции заместитель главы Чкаловского района Любовь Владимирова. — Мой стаж семейной жизни — 30 лет. Так вот льняное белье еще не сносилось, хотя его приобретала здесь на приданое. Да и с подарками проблем нет — я всегда знаю, чем порадовать своих близких!
— Объем нашей продукции исчисляется не в товаре, а в деньгах. Мы производим продукции на 1,5–1,8 миллиона рублей в месяц, — говорит генеральный директор «Нижегородского гипюра» Елена Кириллова. — Наш товар уникален! Мы подстраиваемся и под клиентов, сейчас выпускаем даже предметы интерьера изо льна. Единственная проблема предприятия — это рынок сбыта. Многие могут брать наш товар только под реализацию. Еще нам хотелось бы, чтобы как можно больше организовывалось выставок-продаж.
— Народные художественные промыслы — эта одна из тех нитей, которые соединяют нас с нашей историей, нашими корнями, — отмечает депутат Законодательного собрания Нижегородской области Сергей Зуденков. — Поэтому даже и мысли нет о том, стоит ли областному правительству, депутатам Законодательного собрания, бизнесменам, да и просто неравнодушным людям поддерживать предприятия народных художественных промыслов, многим из которых нелегко приходится в современных экономических условиях. Конечно, стоит! Сегодня руководство ЗАО «Гипюр» обратилось ко мне с просьбой оказать содействие в организации выставки производимых на предприятии изделий в стенах областного парламента. Мною уже подготовлено соответствующее обращение на имя председателя Законодательного собрания Евгения Лебедева.
Индустрия туризма
Чкаловск у людей во всем мире ассоциируется с именем нашего легендарного летчика Валерия Чкалова. Для иных мест и меньшего было бы достаточно, чтобы стать притягательными для туристов. О развитии туристической индустрии думают сейчас и в Чкаловске. Делегация посетила центр туризма «Русские крылья», где располагается уникальный музей скоростей, который удачно объединил идеей покорения скорости двух великих людей, связанных с чкаловской землей, — летчика Валерия Чкалова и гениального конструктора, создателя скоростных судов на подводных крыльях и экранопланов Ростислава Алексеева. Хранящиеся здесь документы, фотографии и предметы того времени подробно рассказывают о жизни одного из лучших летчиков XX века.
— История всей экспозиции в целом и каждого отдельного самолета неотъемлемо связана с биографией Чкалова, — делится впечатлениями Сергей Зуденков. — Сегодня мы посетили павильон-ангар, где хранятся уникальные самолеты, на которых летал и которые испытывал Валерий Павлович. Это и легендарный самолет-моноплан АНТ-25, признанный памятником науки и техники первой категории, и самолеты-истребители И-16 и И-17, и личный самолет Чкалова У-2, подаренный ему советским правительством за совершенный им первый беспосадочный перелет через Северный полюс. Неудивительно, что музей ежегодно посещают около 14 тысяч туристов со всей России — из Москвы, Пскова и Перми, Санкт-Петербурга и Нижнекамска.
Возможно, кому-то эта цифра покажется скромной — всего-то 40 человек в день! Но Чкаловск — это не Париж, не Лондон и даже не Сан-Марино — это карликовое государство-город с населением в 32 тысячи человек ежегодно посещают три миллиона туристов. Чкаловску с населением в 11 тысяч человек такое и не снится. Тем не менее в местном бюджете 2015–2017 годов запланировано 739 тысяч рублей на реализацию программы «Развитие внутреннего и въездного туризма». И речь идет не только о двух «железных» чкаловских брэндах — Чкалове и народных промыслах. Местные жители думают о развитии круизного туризма, благо город расположен на берегу Горьковского моря, агротуризма — природа и экология района выше всяких похвал…
— 28 февраля 2015 года будет проходить очередной фестиваль по подледному лову «Чкаловская рыбалка», — говорит Евгений Сорокин. — В прошлом году к нам приезжали даже из Ухты! Очень хотелось бы, чтобы Чкаловск стал столицей зимней рыбалки.
— Обладая таким колоссальным культурным наследием и сохранившимися традициями, чкаловская земля должна стать одним из центров притяжения для большего количества туристов из других российских городов и иностранцев, — заключает Сергей Зуденков.
Ирина Белова
Фото Натальи Бурухиной