День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Домик Каширина: в «Детство» с головой

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://dengoroda-nn.ru/ru/domik-kashirina-v-detstvo-s-golovoj#sigProGalleriab22d91dcd6
joomlamodniyportal.ru

24 июня в мемориальном музее «Домик Каширина» стартовал проект «Не мое мастерство, а матушкин указ». Это слова бабушки Максима Горького. Новый формат экскурсий в музее предполагает экспресс-выставки, тематические беседы, мастер-классы для посетителей и обучение ремеслам, которыми владели члены семьи Алеши Пешкова.

Новый старый ресурс

2022 год объявлен президентом РФ Годом культурного наследия народов России. В этом году отмечает свое 25-летие Фонд развития народных художественных промыслов Нижегородской области. В следующем году исполняется 110 лет повести М. Горького «Детство» и 85 лет музею детства А. М. Горького «Домик Каширина».

Названные культурно-исторические даты подтолкнули музейных работников к разработке проекта, стимулирующего интерес к народным промыслам через знакомство с традициями ремесленного производства на примере семьи Кашириных. Объединили усилия Государственный музей А. М. Горького и Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет при поддержке Фонда развития народных художественных промыслов Нижегородской области. Проект «Не мое мастерство, а матушкин указ» адресован в первую очередь детям. В «Домике Каширина» подрастающее поколение сможет не только познакомиться с историей промыслов, но и понаблюдать за работой ремесленников, попробовать создать свое изделие – рукотворное, неповторимое. Побывать в роли подмастерья, погружаясь в быт каширинского дома, заглянуть в красильню, где красили ткани «в три котла», заново прочесть и по-новому прочувствовать повесть Горького «Детство».

«Отрадно, что в Нижнем Новгороде появляются такие инициативы, как проект Государственного музея А. М. Горького. Сегодня как никогда важно привлекать внимание к истории народных художественных промыслов России, тем самым питая патриотизм и стремление знать традиции, – говорит председатель попечительского совета Фонда развития народных художественных промыслов Нижегородской области Александр Кочкуров. – Привлекает в проекте, что в роли мастеров, носителей уникального знания тайн ремесел выступят юные земляки – студенты-культурологи Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета».

«С большим интересом мы поддержали проект на базе музея «Домик Каширина, – говорит президент фонда развития народных художественных промыслов Николай Смирнов. – Говорят, с мастерством люди не родятся, но добрым мастерством гордятся. Уверен, новый проект станет хорошим поводом для гордости за наше прошлое».

Иллюстрация к повести

В центре Нижнего Новгорода среди современных многоэтажек есть небольшой островок, удивительным образом сохранивший атмосферу старого города, дореволюционного уклада жизни, – музей детства А. М. Горького «Домик Каширина». За высоким забором тихо, спокойно, нет городской суеты. Даже дышится совсем по-другому, легко и свободно. Палисадник. Мощеный двор, который не любил маленький Алеша Пешков, потому что здесь нельзя было играть. В детские годы Горького во дворе повсюду были развешены «мокрые тряпки», расставлены чаны с замоченными тканями. Неожиданно из красильни могли выскочить расторопные подмастерья и плеснуть под ноги густой цветной воды из ведра. Тогда по булыжникам разливались разноцветные потоки, бежали к оврагу радужные змейки. Здесь когда-то кипела работа, сновали мастера-красильщики, а дедушка писателя Василий Каширин принимал заказы на окрашивание тканей со всего города.

Советую идти к «Домику Каширина» не спеша – проделать путь от речного вокзала через Рождественскую, до набережной Федоровского, откуда до домика рукой подать. Именно так в 1871 году по широкому мощенному крупным булыжником Успенскому съезду (ныне Почтовому) в гору от пристани поднималась вернувшаяся домой из Астрахани Варвара Васильевна Пешкова с трехлетним сыном Алешей.

От набережной Федоровского до Ильинской улицы останется пройти всего метров двести. Зато вдоволь можно налюбоваться красивейшим видом на Стрелку, на необъятные волжские просторы. Почувствовать прилив вдохновения, которое наверняка испытывал Горький, глядя на бескрайние голубые дали с высоты.

Как говорил Горький, «человек по натуре своей – художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту». Среда формирует человека. А будущий писатель воспитывался в семье, где умели ценить прекрасное и создавали его своими руками.

Семья народных умельцев

В 1870-е годы, когда дом принадлежал Кашириным, все здесь было подчинено кормившему большую семью красильному делу. Ремесло, почти забытое сегодня, тогда было очень востребовано в Нижнем Новгороде. Здесь издавна сами жители пряли лен и коноплю, ткали холсты, а потом несли домотканое полотно в окраску кустарям. Да и купцы, что издалека везли рулонные ткани для продажи на ярмарке, частенько «подживляли» их повторным окрашиванием. Под руководством хозяина дома его сыновья, а в «ярмарочное» время и наемные работники трудились не покладая рук с 4 утра до 12 ночи. В огромных чанах вымачивали в красящих растворах холсты и пряжу. С помощью деревянных досок-манер набивали узоры на манжеты, подолы юбок и сарафанов. Выкрашенные именно здесь полотна, а также доски-манеры бережно хранятся в фондах музея А. М. Горького.

Для первых посетителей экспозиции «Не мое мастерство, а матушкин указ» мастер-класс по набивке рисунка на ткань провела Татьяна Михайловна Козляева. Ремесло на первый взгляд нехитрое, но требует аккуратности, терпения и сноровки. Покрасил манерку, приложил к ткани, постучал кулачком. Получается красочный оттиск. Ребятишкам процесс понравился. Немного потренировавшись, уже загадывают, где этот навык может пригодиться: можно куклам платья раскрашивать или оригинальные панно на стену делать. Манерками могут стать крышечки от фломастеров, разной формы колпачки.

Еще один мастер-класс – по кружевоплетению – провела Ольга Манчур. На самом деле, женщины в семье Кашириных тоже не сидели без дела. Мать Алеши Пешкова – Варвара Васильевна была прекрасной швеей, шила сама себе замечательные платья. Бабушка Акулина Ивановна была талантливой кружевницей. «Бабушка, сидя под окном, быстро плела кружева, весело щелкали коклюшки, золотым ежом блестела на вешнем солнце подушка, густо усеянная медными булавками», – рассказывает Горький в повести «Детство». Во второй половине XIX века Балахна славилась кружевами – черными, белыми, кремовыми. Бабушка отлично овладела неповторимым «балахонским манером». Напоминает об этом станок с коклюшками в экспозиции музея.

Звенели коклюшки, проворно сновали бабушкины руки, убаюкивали маленького Алешу ее тихие сказки. О Богородице и ангелах, о райской птице Сирин, об Иване-воине, о грешниках и праведниках. А картинки к ним – рядом, только руку протяни – теплые печные изразцы. Местного производства, родные. Глину обжигали на нижегородских кирпичных заводах в Балахне. Кистью с синей тушью наносили по белой глазури рисунок, обжигали повторно. Такую красоту мог позволить себе не всякий. Так и в доме старшины городского красильного цеха Василия Каширина изразцовая печь и для красоты, и для демонстрации достатка.

В доме Кашириных все дышит стариной. С большим старанием вышит рушник – украшение киота с иконами. Добавляют уюта комнатам обитые тонким листовым железом сундуки, расписанные узнаваемыми городецкими розанами.

Горький и хохлома

В фондах Государственного музея А. М. Горького хранятся изделия мастеров кустарного промысла Нижегородского края. В том числе и редкий экспонат – блюдо, расписанное мастером хохломской росписи Ф. Ф. Красильниковым, подаренное Горькому. Восхищает оно и своими размерами, и богатством орнаментальных мотивов. В 1939 году Ф. Ф. Красильников передал этот экспонат в дар музею детства А. М. Горького. Полгода трудился талантливый художник-кустарь над этим блюдом и завершил работу незадолго до смерти Горького. В сопроводительном письме говорится, что подарок сделан Горькому в знак уважения и за поддержку народных мастеров.

В 2021 году к 800-летию Нижнего Новгорода Фондом развития народных художественных промыслов Нижегородской области и Государственным музеем А. М. Горького издана книга-альбом «Трепет таланта. Максим Горький и мастера народных художественных промыслов». Издание рассказывает о взаимоотношениях писателя и мастеров хохломской росписи, о поддержке, которую он оказывал своим землякам. Во время подготовки книги на основе архивных данных удалось установить подлинный факт, что Алексей Максимович Горький является одним из организаторов создания школы хохломской росписи в Семенове. Было обнаружено письмо Горького, датированное 1916 годом, губернатору Нижегородской губернии о необходимости создания такой школы. Сегодня не без помощи Максима Горького хохломская роспись стала мировым брендом.

Обучающий урок в рамках презентации проекта «Не мое мастерство, а матушкин указ» провела мастер росписи по дереву Надежда Александровна Лушина. Уже с сентября мастер-классы для всех желающих в «Домике Каширина» будут проводить студенты кафедры культурологи Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета. Студенты сами сядут плести кружево, возьмутся за кисти, расписывая народным узором деревянные изделия. Сами будут давать уроки традиционных русских ремесел. В планах партнерской деятельности ННГАСУ и музея детства А. М. Горького – создание творческой ремесленной мастерской.

Елена Анисимова

Фото Алексей Манянина 


Свежий номер

Свежий номер

034 (2011) 24.04.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru