День города

Мы в соцсетях:    fb  vk 

Советский модернизм глазами итальянцев

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://dengoroda-nn.ru/ru/dobro-pozhalovat/sovetskij-modernizm-glazami-italyantsev#sigProGalleriacd8fadca4f
joomlamodniyportal.ru

4 декабря в Доме архитектора фотограф Роберто Конте представил свой совместный фотопроект со Стефано Перего, посвященный строениям в стиле советского модернизма. Итальянские фотохудожники уверены, что жителям бывшего СССР стоит обращать чуть больше внимания на «эти серые коробки».

Масштаб и многогранность

 Советский модернизм, или совмод, входит в тройку основных советских стилей вместе с конструктивизмом и советской неоклассикой. Он, с одной стороны, противоречив, а с другой – недооценен. У многих при упоминании «совмода» в памяти всплывает лишь образ хрущевок – серых однообразных к робок массовой жилой застройки 1950–1990-х годов. На Западе об этом стиле знают и того меньше. Но ведь были и многие другие многогранные и масштабные творения в стиле советского модернизма. Целью показать этот стиль во всем его разнообразии и даже великолепии задались итальянские фотографы Роберто Конте и Стефано Перего. Исследовать архитектуру и монументы постсоветского пространства они начала с Грузии, затем поработали в Армении, Белоруссии, Молдавии и других городов постсоветского пространства. В планах – фотопутешествие по другим бывшим республикам СССР, ведь, по словам фотографов, этот проект открытый.

Поэтичные «заброшенки»

 Перед тем как поговорить о советском модернизме, Роберто Конте рассказал о том, как начал снимать и как полюбил фотографировать старинные, часто заброшенные здания. – Я нигде не учился фотографии, я просто начал исследовать пространство вокруг меня, – сообщил фотограф. – Что касается фотографий «заброшенок», для меня очень важно собрать, запечатлеть эту информацию, пока это возможно. Меня поражает, как различные растения проникают внутрь этих объектов. Интересно наблюдать, как природа забирает пространство обратно. В процесс создания архитектурной фотографии необходимо учитывать и так называемый «дух места»: то, какие люди в нем жили или работали, какие события происходили. С помощью камеры можно фиксировать реалии того времени, как бы включаясь в историю. Показывая различные фотографии зданий из разных стран мира, Роберто продемонстрировал, как наиболее точно передать этот самый «дух места»: тут были и здания бывшего вермахта в Германии, и психиатрическая больница в США, и многие другие.

Итальянцы в СССР

Роберто рассказывает, что очень тщательно готовиться к своим фотопоездкам: штудирует различные источники, архивы, подробно изучает работы архитекторов, ищет информацию в интернете. Большинство зданий в стиле совмода, запечатленные Роберто Конте и Стефано Перего, очень величественные и помпезные, хотя строились они с чисто утилитарными целями: это театры, дворцы бракосочетания, филармонии, вокзалы и даже обыкновенные жилые дома. Это вовсе на серые коробки, их архитектура витиевата, сложна, кажется, что все эти здания – дома будущего. Но, как и в Европе, практически все эти здания тоже оказались заброшены или переделаны под современный быт, что, в свою очередь, исказило их внешний вид и во многом лишило особенности. – С помощью фотографий я пытался реализовать свое любопытство, – признался итальянский гость. – В своей работе я не разделяю, что красиво, а что ужасно. Я фотографирую и то и другое, если меня привлекает сочетание форм и пространства. Иногда у здания нет вообще фасада, иногда оно асимметрично, иногда очень пластично. Я вырос в Италии, где все было изящно, но и в Италии есть брутализм. Мне нравится подчеркивать визуальное воздействие зданий, показывать, насколько они могут быть впечатляющие и масштабные. В моих работах, сделанных на просторах бывшего СССР, нет привязки к тоталитаризму. Кстати, несмотря на влияние режима, в искусстве этой эпохи было очень много творчества. Кроме того, это объекты страны, которой сейчас нет. Таким образом, фотографируя все эти здания, я высказываю свое восхищение.

Дарья Королева

 Фото Роберто Конте и Стефано Перего

Справка

Роберто Конте – итальянский фотограф, одним из основных направлений его творчества являются съемки архитектуры и особенно брутализма. Брутализм – стиль в архитектуре периода 1950–1970-х годов, одна из ветвей послевоенного архитектурного модернизма. Происходит термин от французского béton brut – «необработанный бетон» – выражения, которое ввел в употребление Ле Корбюзье, когда описывал технологию обработки наружных поверхностей здания, примененную им во многих его постройках послевоенного периода.

 Лекция была организована при поддержке Центра прикладной урбанистики в Нижнем Новгороде. Следите за дальнейшими мероприятиями в группе в контакте «Центр прикладной урбанистики | Нижний Новгород» или «Городские экспедиции».

  • 103 (1267) 13.12.2017

Свежий номер

Свежий номер

069 (1341) 15.08.2018
Все видео


Партнеры


gosu

© 2018  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru