В минувшие выходные в Семенове в 21-й раз прошел фестиваль «Золотая хохлома», а также День молодежи. То есть культурных событий было в два раза больше! Главная идея фестиваля народных промыслов этого года – движение традиций вперед, переосмысление молодыми авторами художественных промыслов, соединение с современными формами и образами.
Живое золото по-новому
На фабрике АО «Хохломская роспись» прошел День открытых дверей. Здесь можно было посмотреть на работу мастеров, увидеть все этапы производства от подготовки до финальной обработки. Но не только! Одна из площадок – прессовый цех, фабрики превратилась в современное арт-пространство. Здесь состоялись мастер-классы и лекции, большое народное чаепитие с иммерсивным спектаклем «Хохлома. Передаю тепло», междисциплинарный перформанс «Легенда о хохломе» с художницей и актрисой Серафимой Красниковой, музыкальная программа коллектива OYME. Здесь же открылась ярмарка нового русского дизайна.
Хохлома давно уже не только роспись. Знакомый всем травяной орнамент, завитки и кустики перекочевали с посуды на улицы и подиумы. И участники ярмарки, работающие в стилистике народных промыслов, это доказали.
Например, дизайнер из Нижнего Новгорода Сабина Гаджиева привезла на фестиваль свою коллекцию интерьерных вещиц «Укропы», созданную в сотрудничестве с фабрикой «Хохлома», а также коллекцию футболок с хохломскими мотивами.
– Некоторые предметы созданы в технике «белая хохлома», – рассказала Сабина. – То есть фоном служит не традиционные черный, красный или золотой цвет, а белый. А на нем – роспись черным и красным цветами. На мой взгляд, необычно, нежно, но прекрасно видно, что это хохлома!
Кстати, на территории фабрики «Хохломская роспись», а также на центральной площади Семенова дизайнер Сабина Гаджиева и декоратор Александра Котова создали три арт-объекта из детских стульчиков, разукрашенных хохломской росписью: «Музыкальные стулья», «Окно в родные края» и «Русло. Река вдохновения».
Так же играют цветом и дизайнеры мебели, представленной на ярмарке. Фон – черный, а вместо красного – роспись белым золотом. Эффект, прямо скажем, причудливый, но выглядят предметы интерьера очень эстетично. И это тоже хохлома!
Тема времени
Допустимо ли так менять самые основы знаменитого народного промысла, менять цвета, а значит и впечатление, которое роспись производит? На самом деле на «Золотой хохломе» давно уже это делают. Например, много лет назад на фабрике создали набор посуды специально для всенародно любимой певицы Людмилы Зыкиной. И не только цвет фона поменяли – на зеленый, но и создали специальный орнамент, с ландышами, которые Зыкина очень любила. Копия этого набора из 73 предметов увидели все гости фестиваля на экскурсии в музейно-туристическом центре «Золотая хохлома».
В зеленом цвете и символ 21-го фестиваля – часы с маятником высотой около 2 метров. Создавать гигантские предметы, искусно украшенные хохломой, это «фишка» фестиваля. Первый фестиваль прошел в 2004-м, и его символом стала ложка юбилейная длиной 265 см – знак уважения к труду прославленных семеновских ложкарей. Кстати, эта ложка вошла в книгу отечественных рекордов «Диво». Для следующих фестивалей мастера и мастерицы фабрики изготавливали не менее впечатляющие символы праздника: жар-птицу, знаменитый хохломской стульчик, на котором выросло не одно поколение детей в нашей стране, только гигантских размеров – 2,8 метра в высоту! Глобус «под хохлому», корабль-ладью, нижегородский олень и, конечно, матрешки.
Символ фестиваля 2025 года держали в секрете до самого его открытия. Почему часы? Потому что тема времени подтверждает уникальность и современность хохломского промысла, продолжающего жить и развиваться. И, конечно, многие участники увезли домой фотографии на фоне хохломских часов с маятником.
Небывалый размах
В этом году фестиваль «Золотая хохлома» стал частью Форума креативных территорий, который проходил в рамках XII Форума регионов России и Беларуси.
Снежана Михалкова – участница ярмарки мастеров из Минска:
– Я привезла на ярмарку посуду из дерева с эпоксидной смолой, декорированной васильками. Василек – один из символов Беларуси, сочно-голубой, как наше небо и наши озера! – рассказала минчанка.
Каждый год фестиваль растет, прибывает новыми участниками и гостями, которые едут в маленький и атмосферный Семенов. А в этом году он прошел с небывалым размахом: свыше 40 тысяч участников, 52 российских предприятия народных промыслов и 10 предприятий из Республики Беларусь.
Ярмарка, мастер-классы, спортивные мероприятия, игры и застолья – всех событий этих двух дней и не перечислишь. И, конечно, концертная программа, которая в режиме нон-стоп шла на главной сцене. Выступали нижегородский ансамбль народной песни и танца «Любава», фолк-группа «Отава-Е», ансамбль казачьей песни «Казачий хутор», а также творческие коллективы со всей России и – вишенка на торте – группа «Пелагея».
Фото министерства туризма Нижегородской области и Владимира Беляева