День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Живописный авангард на Стрелке

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://dengoroda-nn.ru/ru/den-otkrytykh-dverej/zhivopisnyj-avangard-na-strelke#sigProGalleriaa290d2dec4
joomlamodniyportal.ru

В Нижний Новгород привезли редкие полотна русских художников-авангардистов. Более 200 работ, представляющих творчество 80 художников. В культурном центре «Пакгаузы» до 20 августа будет работать выставка «Другие грани: русский авангард из музейных и частных собраний Урала».

Картины-изгнанники

Музеи Урала таят в себе настоящие сокровища, практически неизвестные зрителям других регионов. Как такое могло случиться?! Все дело в том, что при сталинском режиме «отправить на поселение» в Сибирь могли не только неугодных представителей творческой интеллигенции, но и произведения искусства. Уничтожить прекрасные полотна рука не поднималась, а так, как говорится, с глаз долой – из сердца вон, пусть в глубинке люди порадуются. Смотришь на картины опальных художников, и вроде нет в них ничего особенного: все те же лес, деревья, люди. Ан нет. Есть в них что-то чуждое пролетариату, тревожное.

Ярко, экспрессивно, в красном цвете изображен «новый пророк» Карл Маркс на картине Василия Денисова. Лицо красное, волосы красные. Сущий дьявол в огне. Или картина «Свадьба слепых» Митрофана Берингова. Картина была написана на основе реальных событий, ее даже приобрела Третьяковская галерея. Но уже в 1931 году картину «сослали» в Нижний Тагил, и долгое время она считалась утерянной. Как и во всех музеях страны, в Нижнем Тагиле в 1937 и в 1950 годах были проведены «ревизии» на соответствие художественных произведений советской идеологии. «Свадьба слепых» попала в список на изъятие как явный формализм. Но музейные работники ее спрятали. И полотно пролежало в нише под сейфом до 1980-х годов. Такую же судьбу постигла картина «Детский праздник» Павла Сурикова. Работа также была приобретена в Третьяковскую галерею, а в 1931 году была отправлена в Нижний Тагил. Однако директор Анна Саматова и научный сотрудник Вера Рудый отчитались о списании картины, но не уничтожили ее. При этом обе сильно рисковали. Только в 1987 году картина была «реабилитирована» и отправлена на длительную реставрацию. «Портрет» Александра Лабаса «отправился на поселение» из Третьяковской галереи в Нижнетагильский краеведческий музей в 1927 году.

Не нашли помещение

«Был и другой путь у картин в провинцию, – рассказала специально для читателей нашей газеты искусствовед Ирина Миронова. – В 1929 году в Москве было принято решение создать в стране единую сеть музеев живописной культуры, где бы выставлялись полотна современников. Это было новое слово в мире искусства. Таких музеев нигде не было. Не открылся даже Музей современного искусства в Нью-Йорке. Картины покупали у современных художников, аккумулировали их в Государственном музейном фонде, а затем направляли в города, где были учебные художественные заведения, мастерские, где была база. В Нижнем Новгороде музей создать так и не удалось, поскольку не нашли подходящее помещение. А потом изменилась политика государства».

На выставке представлены две работы художников, которые считаются во всем мире гениями русского авангарда: безусловный шедевр Василия Кандинского «Импровизация № 217. Серый овал» и известная работа Казимира Малевича «Супрематизм 1915 года.

Все грани

В первом разделе выставки – некий пролог авангарда, предавангард – символизм, неоимпрессионизм, модерн. Второй раздел включает произведения художников авангарда ведущих направлений. Неопримитивизм представлен картинами Михаила Ларионова, Наталии Гончаровой, Ольги Розановой. С «бубнововалетцами» – московскими «сезаннистами» – можно познакомиться благодаря работам Петра Кончаловского, Александра Куприна, Ильи Машкова, Роберта Фалька. Кубофутуризм демонстрируют картины Надежды Удальцовой, Натана Певзнера, Веры Пестель, Любови Поповой, Петра Соколова. Третий раздел выставки посвящен авангардному движению 1920–1930-х годов. В этот период художники, отталкиваясь от достижений авангарда, ищут новый художественный язык, адекватный послереволюционному, и создают свои индивидуальные стили. Отзвуки авангардных поисков еще долго «звучали» в творчестве многих из них.

Опередившие время

«Значение авангарда трудно переоценить, – говорит Ирина Миронова. – Авангард дал толчок искусству XX века, промышленному дизайну и компьютерной графике. Наши современники часто не понимают, что голограммы – это супрематические композиции. А художники-авангардисты делали все это без компьютеров, без электронных помощников, был холст, были краски, а мышление уже было прогрессивное. Они тогда уже были тесно связаны с научными открытиями. Считали, что искусство в своем развитии движется как отражение реальной вселенной, которая существует только как энергия. Авангардисты шли впереди планеты всей, стремились к беспредметности, освобождались от всего, как будто хотели познать законы, по которым устроен весь мир. Даже цвет в их понимании существовал как отражение некой энергии».

Елена Анисимова

Фото автора и организаторов 

  • 052 (1910) 07.06.2023

Свежий номер

Свежий номер

034 (2011) 24.04.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru