День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

«Юрковка»: возвращение легенды

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://dengoroda-nn.ru/ru/den-otkrytykh-dverej/yurkovka-vozvrashchenie-legendy#sigProGalleria143482c95e
joomlamodniyportal.ru

В Нижнем Новгороде вновь открылась легендарная Юрковка! Галерея самобытного нижегородского художника Александра Юркова много лет располагалась в подвальчике на Большой Покровской. Затем переехала в выставочный комплекс на улице Минина, потом был перерыв в работе. Сегодня галерея вновь радует своих посетителей на улице Сергиевской.

Бросил грим в Волгу

Александра Юркова хорошо знают не только поклонники художественного творчества, но и нижегородские театралы – Александр Николаевич работал главным художником Нижегородского театра драмы им. Горького. Родился художник в Томской области. В Красноярске окончил школу искусств, оформлял спектакли в театрах Москвы, Ленинграда, Красноярска, Канска, Краснодара. На счету художника более двухсот сценографических проектов. С 1976 по 1986 год Юрков работал главным художником Горьковской драмы, оформлял спектакли «Знайка-зазнайка», «Иудушка Головлев» «Брат мой» по Шукшину, «Вечер» и многие другие.

«Наш город очень полюбился Александру Николаевичу. Будучи сценографом Красноярского драмтеатра, он дважды приезжал с гастролями театра в Горький, – рассказывает хранитель наследия художника Геля Деулина. – Настолько влюбился в город, что даже с Канавинского моста кинул в Волгу коробочку с гримом – старая театральная традиция, так ему хотелось вернуться сюда! И когда Александру Николаевичу предложили работу в Горьковской драме, он ни минуты не задумывался».

В нашем драмтеатре о Юркове вспоминают с большим уважением. «Александр Николаевич был и прекрасным художником, и душевным человеком. Юрков всегда старался помочь, был неравнодушным человеком, – вспоминает директор Нижегородского театра драмы Борис Кайнов. – В памяти возникают дружные аплодисменты зрителей, когда открывался занавес перед спектаклем «Вечер». Зритель видел небольшой домик, подсолнухи, колодец с журавлем и на заднем плане медленно всходило солнце. Такой пейзаж завораживал, и еще до появления актеров слышались аплодисменты. А на детский спектакль «Зайка-зазнайка» ходили и взрослые, чтобы посмотреть на светящиеся декорации в стиле хохломы. Краски светились в темноте, был необычный по тем временам эффект!»

Картины из листьев и клея

Юрков создал уникальную технологию, равных которой нет не только у нас в России, но и в мире. Автор назвал технику «флорийская мозаика». Художник использовал только кусочки листьев различных деревьев и трав да клей. Вот и все. Впрочем, еще уйма неуемной фантазии. «Юрков всегда тяготел к необычным художественным техникам, старался буквально из ничего сделать красоту, – говорит Геля Александровна. – В 1978 году оформил в театре драмы спектакль «Вечер». Тогда он сделал удивительно красивые аппликации из листьев, листовая мозаика смотрелась интересно и стильно. Вот с этого и начался неповторимый жанр Юркова».

На картинах мастера нет не единого мазка краски, ни тончайшего штриха карандаша. Картины «написаны» листьями, а не просто умело составлены из подручного природного материала, как это принято в прикладной флористике. Между прочим, бытовало мнение, что творческий материал ограничивает сюжеты, например осенними пейзажами. Но у Юркова так не происходит: у него на картинах и первый только что выпавший снег, и узнаваемые портреты близких людей (например, дочери художника), и лесная речушка. И, конечно, наши родные нижегородские пейзажи – клен у домика Каширина, Большая Покровская, улица Алексеевская, Спасская церковь, Архангельский собор. Особая тема – родительский дом, родные места, простые сюжеты, близкие каждому: деревеньки, живописные храмы, проселочные дороги, старые дворики. Как писала искусствовед Ирина Маршева о творчестве Юркова: «Техника флорийской мозаики кропотлива и трудоемка, требующая особой зоркости и сосредоточения. Художник разглядел в пожухшей, опавшей листве неиссякаемый источник тонких цветовых градаций, глубоких переживаний и философских раздумий».

«Чтобы нравилось людям»

Из листьев каких деревьев любил творить художник? Да из всехна картинах Юркова листья тополя, березы, дуба и даже кукурузы. Но «рисовал» автор не из тех листочков, что росли на деревьях, а из тех, что лежали на земле, буквально под ногами. Листочки должны были вылежаться под дождем и снегом, выгореть на солнышке, чтобы они потеряли свой природный пигмент и больше не изменили цвет. «Александр Николаевич создал более семисот работ, более двухсот – в нашей галерее, – рассказывает Геля Александровна. – Посетители очень просили продавать его картины, но последние шесть лет мастер не делал этого – Юрков очень хотел, чтобы его творчество осталось в любимом городе». Гости Нижнего обязательно заходили к мастеру в гости, ведь работы художника были изюминкой нашего города. Здесь бывали актрисы Анастасия Вертинская и Людмила Хитяева, балалаечник-виртуоз Михаил Рожков, путешественник Валентин Ефремов. На комплименты относительно художественного материала и стиля Александр Николаевич лишь улыбался и скромно отвечал: «Рисуйте, пишите чем хотите – главное, чтобы это нравилось людям!»

Александр Алешин

Фото предоставлены сотрудниками галереи

  • 120 (1853) 21.12.2022

Свежий номер

Свежий номер

034 (2011) 24.04.2024

Партнеры


 gosu  

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru