На Нижегородской ярмарке представили выставку достижений региональной экосистемы образования и рассказали, как российская школа собирается жить в условиях экономического суверенитета.
Миссия учителя
Выставочное пространство разбили на три смысловые зоны. Первая представляла собой фотовыставку «Образование в лицах». Вторая зона экспо – восемь стендов по темам: «Таланты», «Композит», «ИТ-кампус», «Воспитание», «Компетенции», «Молодые педагоги», «Профессионалитет», «Сбер для образования», отражающие особенности регионального образования. Каждая площадка стала своеобразной «точкой кипения», где проходили мастер-классы, тренинги, лекции. Третья зона – сцена и зрительный зал. Открывали выставку заместитель губернатора Нижегородской области Андрей Гнеушев, заместитель председателя комитета Государственной думы по образованию и науке Екатерина Харченко и министр образования и науки Нижегородской области Ольга Петрова. Лауреаты стипендии имени Неймарка были отмечены благодарностями. Благодарности также получили более полусотни студентов-первокурсников, которые набрали сто баллов на ЕГЭ, и 56 педагогов.
Год педагога и наставника
Многие выступающие отмечали, что два года пандемии, когда дети были вынуждены заниматься дистанционно, «вывернули современную школу наизнанку»: родители на себе прочувствовали важную роль педагога в образовательном процессе, поняли, что учителя в школе никто и никогда не заменит. Отрадно, что сегодня правительство страны уделяет большое внимание системе образования и подчеркивает особую роль людей, связавших свою жизнь с благородной профессией учителя. Наступающий 2023 год объявлен Годом педагога и наставника. Ольга Петрова, выступая перед коллегами, анонсировала ключевые направления работы системы образования региона на ближайшее будущее. В Нижегородской области предстоит выстроить бесшовный образовательный процесс, охватив планомерной работой всю систему образования. Начиная с детских садов, школ, учреждений дополнительного образования и заканчивая колледжами и вузами. Особенно важно выявлять в раннем возрасте талантливых ребят и помогать им в профессиональном становлении.
Ставка на IT-кампус
По словам министра, приоритетными направлениями развития образования станут воспитание, поддержка молодых педагогов, развитие профессиональных компетенций учителей, взаимодействие учебных заведений с будущими работодателями, профессиональная ориентация школьников и распространение передовых педагогических практик. Отдельная тема – взаимодействие со Сбербанком как одним из ключевых партнеров системы образования. Особая ставка делается на будущий IT-кампус в Нижнем Новгороде, который станет флагманом в нижегородской системе образования. «Главная задача, которая стоит перед педагогическим сообществом, – обеспечить предприятия региона высококвалифицированными кадрами. Потому что кадровый голод и запросы от муниципалитетов (особенно там, где находятся крупные предприятия) очень большой, – подчеркнула Ольга Петрова. – На первый план будем выводить физико-математические и естественно-научные направления. Мы понимаем, что нам нужно усиливать образование по таким предметам, как физика, математика, информатика. При этом необходимо, чтобы великолепные ребята-стобалльники, победители олимпиад оставались в нижегородских вузах, а если и уезжали, то чтобы возвращались работать в наш регион. А это будет возможно только тогда, кода у нас будет лучшая система образования. Учиться в Нижнем будет престижно».
Школа будущего
По словам заместителя председателя комитета Государственной думы по образованию и науке Екатерины Харченко, сегодня россияне живут в новой реальности. Рынок труда меняется. Россия, выбрав путь экономического суверенитета, фокусирует внимание на развитии таких отраслей, как авиа-, машино-, приборостроение, микроэлектроника, малотоннажная химия, фармацевтическая промышленность, робототехника и другие значимые для экономики страны секторы. Именно в эти отрасли будут вкладываться как государственные, так и частные инвестиции. Экосистема образования и науки должна обеспечить перечисленные секторы экономики квалифицированными кадрами. Екатерина Харченко рассказала о законодательных инициативах комитета по образованию Государственной думы РФ. Особенно порадовали аудиторию такие инициативы, как принятие «золотого стандарта» – единой обязательной государственной программы и единого учебника по предметам, а также снижение объема рутинной отчетности, которую сегодня вынуждены вести все педагоги и которая мало кому нравится.
Елена Анисимова
Фото автора