День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Восемь веков в одной тетради

На минувшей неделе в Нижнем Новгороде презентовали рабочую тетрадь для школьников, которая поможет им изучать историю Нижнего Новгорода. Над изданием работали учителя истории Нижегородского района в рамках проекта «Я открываю Нижний Новгород». О возможностях нового инструмента по краеведению сейчас расскажем.

Тренажер и мотиватор

Тетрадь разработали учителя истории Нижегородского района Константин Лашков и Алексей Толстых в рамках культурно-познавательного проекта «Я открываю Нижний Новгород». Она дает дополнительные возможности для школьников по изучению родного города.

Что собой представляет Рабочая тетрадь участника проекта «Я открываю Нижний Новгород»? Это сборник вопросов и практических заданий по истории нашего города, поделенный на разделы по векам начиная с XIII и заканчивая XXI столетием. Причем сборник интерактивный. Здесь есть задания с картой, выполнение которых поможет ребятам лучше ориентироваться в центре нашего города и соотносить древние сооружения с сеткой современных улиц. Есть задачи, которые требуют пройтись по историческому центру и разыскать тот или иной объект, а потом прикрепить его фотографию в тетрадь. Ответить на вопросы поможет справочный материал и интернет.

– Работая над этим изданием, мы хотели, чтобы оно стало мотиватором и тренажером для школьников в изучении истории родного города, – рассказал учитель истории школы № 22 Константин Лашков. – Мы убеждены, что знание истории родного города – одна из ключевых задач патриотического воспитания детей. Любовь и привязанность к городу закладывается с ранних лет, а в подростковом возрасте очень важно сделать такие открытия, которые навсегда врезались бы в память человека и передавались впоследствии детям и внукам.

От Юрия Всеволодовича до Натальи Водяновой

Константин Лашков придумал вопросы и практические задания для тетради, а подборкой исторических фактов, дат и личностей занимался его соавтор Алексей Толстых, историк из школы № 7.

– Конечно, первое место в списке исторических деятелей занял основатель нашего города князь Юрий Всеволодович. В разделы с XIII по XVIII век я включал не только нижегородцев, но и некоторых деятелей, которые оказали заметное влияние на историю города, – сообщил Алексей Толстых. – Например, в наш сборник вошел царь Иван III, который инициировал строительство каменного Нижегородского кремля. Далее – Петр I, он дважды был в Нижнем Новгороде и оставил в нем большие преобразования. Европеец Адам Олеарий тоже появился на страницах тетради как путешественник, оставивший первые заметки и зарисовки о Нижнем Новгороде. Не могли мы обойти вниманием и Екатерину II, благодаря которой был создан первый генплан города. А вот начиная с века XIX и памятные даты, и деятелей приходилось тщательно отбирать – уж очень их много.

В издание вошли такие имена: Максим Горький и Александр Улыбышев, Владимир Шухов, Андрей Карелин и Максим Дмитриев, Георг Кизеветтер и купцы Рукавишниковы. В XX веке составители сборника не могли обойти вниманием нижегородцев-революционеров, героев Великой Отечественной войны, таких деятелей, как Святослав Агафонов, Ростислав Алексеев, Игорь Африкантов, Борис Королев, Евгений Евстигнеев, Борис Немцов и многих других. А в XX веке в список исторических личностей вошли политики Валерий Шанцев и Глеб Никитин, театральный педагог Рива Левите, писатель Захар Прилепин, супермодель и благотворитель Наталья Водянова и другие известные нижегородцы.

Викторина для знатоков

Эта рабочая тетрадь и легла в основу игры-соревнования «Знаю Нижний Новгород», которую для своих коллег подготовил и провел Константин Лашков. Презентация издания в таком формате состоялась в школе № 22 c углубленным изучением отдельных предметов.

Как и в тетради, вопросы викторины были разделены по векам. Каждая команда учителей (одна из нихиз школы № 22, вторая – сборная других школ города) выбирала эпоху на интерактивной доске, получала вопрос и должна была на него ответить. А жюри определило лучших знатоков истории Нижнего Новгорода. В результате битвы педагогов победила дружба.

– Электронная презентация в формате интеллектуальной игры на основе «Рабочей тетради участника проекта “Я открываю Нижний Новгород”» и сама тетрадь – это уникальные инструменты, которые, я надеюсь, учителя школ будут использовать в своей практике, – поделился мнением руководитель проекта «Я открываю Нижний Новгород» Александр Сериков, который лично участвовал в подготовке и обсуждении издания.

 

Интеграция предметов

Сегодня есть печатный вариант тетради – 1250 экземпляров, они изданы при финансовой поддержке депутатов городской Думы Елены Аржановой и Ольги Балакиной. Эти тетради будут распространены среди школ города. Сейчас организаторы проекта ищут средства на дополнительный тираж и работают над электронной версией тетради, которую предложили разработать нижегородские учителя.

– Такой рабочей тетради по истории Нижегородского края нам давно не хватало, огромное спасибо за нее разработчикам и организаторам проекта «Я открываю Нижний Новгород»! – с восторгом отмечает учитель истории школы № 22 Екатерина Лялина. – Когда я преподавала краеведение, у меня, конечно, были свои наработки, но такого масштабного, полного и системного инструмента, конечно, не было. Очень важно, что ребенок может сам добывать информацию, делать фото, искать факты в интернете и заполнять тетрадь. А игра «Знаю Нижний Новгород» и электронная версия издания, которая сейчас готовится, позволят работать со школьниками дистанционно, давать им задания и проверять их работу онлайн.

По мнению Екатерины Лялиной, и игру знатоков, и электронную версию сборника можно использовать в интерактивных классах, где ребята работают с планшетами.

Кстати, разработчики тетради уверяют, что у их продукта в России аналогов нет. Уникальность тетради еще и в том, что ее могут использовать не только историки.

– Поменяв постановку вопросов, тетрадь могут использовать учителя других дисциплин, – рассказал Алексей Толстых. – В нашей школе ею уже заинтересовались географы и учителя литературы. К примеру, географы могут сформулировать вопрос так: «Почему Юрий Всеволодович выбрал Дятловы горы для основания нашего города?» У литераторов вопрос будет звучать иначе: «В каких летописях рассказывается о строительстве первой крепости на месте нынешнего Нижнего Новгорода?» Такая междисциплинарная интеграция пойдет на пользу ученикам.

 

О белых пятнах и любви к истории

Сегодня отдельного школьного предмета «Краеведение» нет, дисциплина входит в программу по истории России с 6-го по 9-й класс, на ее изучение дается всего 9 часов в год. Также историю Нижегородского края изучают на факультативах.

– Для сегодняшних школьников события 300- и 30-летней давности одинаково далеки. Советская история – это белое пятно, потому что в современных программах ей и всему XX веку уделяется катастрофически мало времени, – говорит Константин Лашков. – А ведь преобразования революции, период Великой Отечественной войны, послевоенные годы, перестройка – это интересный и сложнейший пласт истории. Мы старались уделить много внимания всем эпохам, но XX веку – особенно. И будем счастливы, если наш труд поможет нижегородским педагогам эффективнее доносить свой материал до учеников, а школьникам – лучше знать историю города и любить наш Нижний Новгород.

Елена Крюкова

Фото Елены Жарковой

 

Справка

Проект «Я открываю Нижний Новгород» реализуется к 800-летию Нижнего Новгорода. Инициатива регионального благотворительного фонда «Земля нижегородская» была поддержана Фондом президентских грантов и «Командой 800». Цель проекта – взаимодействие между школами, учащимися и родителями для формирования у школьников бережного отношения к историческому и культурному наследию города.



  • 023 (1533) 25.03.2020

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru