Первый в России Центр семейного бизнеса открылся на прошлой неделе в Нижнем Новгороде. Планируется, что он станет эффективной площадкой для взаимодействия семейных компаний региона, поиска единомышленников, продвижения и развития бизнеса.
Центр для решения проблем
По словам генерального директора Торгово-промышленной палаты (ТПП) Нижегородской области Ивана Разуваева, без законодательного регулирования семейным предприятиям в настоящее время приходится довольно тяжело. Это связано как с непониманием специфики бизнеса проверяющими органами, так и с вопросами наследования. В России есть примеры, когда компания переставала существовать со смертью своего основателя. И задача Торгово-промышленной палаты – помочь в решении подобных вопросов. Там считают, что в первую очередь семейному бизнесу необходимо дать правовую основу, узаконить и предоставить специальный налоговый режим.
– Центр семейного бизнеса позволяет использовать возможности Торгово-промышленной палаты, – рассказал президент ТПП РФ Сергей Катырин. – Это точка притяжения для компаний, которые смогут на этой площадке обмениваться опытом.
Как отметил Сергей Катырин, они хотели бы, чтобы это был клуб, куда люди приходили пообщаться и подискутировать. А в процессе разговоров предлагали бы конкретные решения проблем.
– Для нас важно, чтобы нижегородский центр был успешным, потому что от того, как он будет работать, будет зависеть, как быстро мы будем продвигаться с организацией таких центров в других регионах, – сказал президент Торгово-промышленной палаты России.
Пробел в законодательстве
Открытие Центра семейного бизнеса – это часть федерального проекта ТПП России по поддержке семейного предпринимательства. Проект «Успешная семья – успешная Россия!» там реализуют с 2018 года. Дважды проводились встречи с президентом России Владимиром Путиным, во время которых ТПП РФ выступала с инициативой узаконить понятие «семейное предпринимательство» на законодательном уровне. Хотя эта инициатива пока остается нереализованной, глава Торгово-промышленной палаты России уверен, что это лишь вопрос времени и кропотливой разъяснительной работы с законодательными органами.
– На данный момент важно, чтобы первый Центр семейного бизнеса заработал активно, тогда губернаторы регионов будут поддерживать эту идею и законодательные инициативы, – сказал Сергей Катырин.
Он подчеркнул, что открытие первого в России Центра семейного бизнеса – это событие неординарное. И Нижний Новгород был выбран из большого количества претендентов. Учитывались благоприятные условия для развития
малого и среднего бизнеса в регионе, а также исторические традиции семейного предпринимательства и меценатства, сложившиеся на нижегородской земле.
Как заметил уполномоченный по защите прав предпринимателей в Нижегородской области Павел Солодкий, за последнее время Нижний Новгород сделал колоссальный рывок в создании благоприятных условий для бизнеса. Если три года назад по уровню проверок город и область занимали 69-е место, то в этом году – 21-е. По инвестиционной привлекательности поднялись на седьмое место. А по качеству жизни среди российских городов – на первое.
– Пока для контрольно-надзорных органов семейный бизнес – это прежде всего история про дробление. Как только проверяющие органы видят семейные связи между руководителями двух организаций, это становится поводом для проверки, обвинения в дроблении и уходе от уплаты налогов, – сказал Павел Солодкий. – Именно поэтому сегодня важно юридически закрепить статус семейных предприятий. Это будет лучшей формой поддержки для семейного бизнеса. И мы со своей стороны выражаем всяческую готовность к сотрудничеству по лоббированию этого вопроса на всех уровнях.
Компании формируют имидж
Как сообщили на мероприятии, в разных странах мира две трети и более общего числа компаний являются семейными. Они создают от 70 до 90 процентов годового глобального ВВП (валового внутреннего продукта, а это рыночная стоимость всех произведенных товаров и услуг). На семейных предприятиях трудятся от 50 до 80 процентов жителей.
В России, согласно исследованию, проведенному ТПП РФ, 74 процента малого и среднего бизнеса являются семейными компаниями. А, например, в Нижегородской области, как озвучил заместитель губернатора региона Андрей Саносян, работают более 120 тысяч субъектов малого и среднего предпринимательства. В таких организациях в разных сферах деятельности трудится почти 400 тысяч человек. И для многих сфер свойствен семейный подход в ведении дел, что в большей степени семей присуще предприятиям сферы услуг, общепита и АПК. Так, 43 процента всего хлеба в Нижегородской области выпекают семейные пекарни; 80 процентов фермерской продукции выращено семейными сельхозкомпаниями; 78 процентов частных школ в нашем регионе основаны семейными предпринимателями; 65 процентов частных гостиниц и 50 процентов предприятий общественного питания тоже являются семейным бизнесом.
– Семейные компании развивают городскую среду, создают рабочие места, производят качественную продукцию, оказывают разнообразные услуги, а также продвигают и формируют имидж региона. Для содействия развитию именно семейных предприятий сегодня открыл свои двери Центр семейного бизнеса с комплексным пакетом услуг: консультационных, юридических, образовательных, по созданию и продвижению семейных брендов, наставничеству и др. Это очень интересная инициатива Торгово-промышленной палаты, и считаю, что она будет востребована у нижегородцев, – сказал Андрей Саносян.
Для решения специфических проблем семейных предприятий ТПП РФ приняла решение о создании не менее 10 Центров семейного бизнеса в регионах России. Центры будут предоставлять семейным предприятиям целый комплекс услуг: консультационные, юридические услуги, обучение, услуги по созданию и продвижению семейных брендов, наставничество и многие другие. Именно здесь представители семейного дела смогут получить ответы на свои вопросы о том, как создать семейную династию, сформировать и продвинуть фамильный бренд, передать бизнес по наследству, пройти обучение и повысить квалификацию.
Дарья Светланова
Фото предоставлено пресс-службой ТПП Нижегородской области