День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Новая жизнь чкаловской народной куклы

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://dengoroda-nn.ru/ru/component/k2/novaya-zhizn-chkalovskoj-narodnoj-kukly#sigProGalleria53a3b15bcb
joomlamodniyportal.ru

Жительница города Чкаловска Нина Борисовна Лунина придумала и своими руками создала несколько тысяч кукол. Она возрождает забытый исконно чкаловский древний промысел под названием «русская народная кукла». Конечно, таких нарядных самодельных кукол делали по всей России. Но в каждом регионе – свои особенности этого вида творчества. И у чкаловцев они тоже имеются.

Нина Лунина уже несколько лет занимается возрождением и пропагандой этого промысла – и у себя в родном районе, и в Нижегородской области, и по всей России. «Она сохраняет, возрождает и развивает промысел, которым владели наши прабабушки и бабушки. А это дело очень благородное и значимое!» – говорят о своей землячке жители Чкаловска. И самое важное: равнодушных людей, которые знакомятся с чкаловской народной куклой, не бывает!

Почему исчез старинный промысел?

Когда появился такой вид народного искусства и мастерства, как тряпичная кукла в Чкаловском районе, доподлинно неизвестно. Кто-то полагает, 200 и даже 300 лет назад. В общем, очень давно. А исчез сравнительно недавно – всего 50–70 лет назад.

– Причин тому несколько, – рассказывает Нина Борисовна. – Во-первых, в Советском Союзе появились большие фабрики пластмассовых игрушек, которые массово выпускали самых различных кукол и прочие игрушки для мальчишек и девчонок. И постепенно потребность в самодельных тряпичных куклах отпала. Во-вторых, был довольно продолжительный период в истории нашей страны, когда считалось, что все рукоделие – это мещанство чистой воды. Снимали кружева с комодов и столов, убирали вышивки со стен и так далее.

– И об этом говорилось открыто, людей стыдили за все рукодельное. Вплоть до того, что насмехались, если одежда – платье или кофта с юбкой – сшита или связана самой тобой. Считалось, что вещи и предметы быта фабричного производства, особенно импортные, – это действительно достойно и, как бы сейчас сказали, круто! Так и с игрушками: играть самодельными тряпичными игрушками – недостойно, пусть и маленького, советского человека! Вот так и исчез этот народный промысел в нашем Чкаловском районе, – продолжает свой рассказ Нина Борисовна. – Со временем рукодельницы позабыли свое мастерство. А сейчас почти никого и нет, кто бы что-то знал об этом уникальном искусстве. Вот и пришлось мне перелопатить кучу самой разной литературы, ходить по домам, рассматривать оставшиеся у наших жителей образцы и даже найти стареньких-престареньких мастериц этого промысла. Они мне многое подсказали и рассказали, поделились богатейшим опытом. Так и начала я этот сложный путь.

– А почему вы решили озаботиться этой проблемой? – спросили мы у Нины Борисовны.

– Ответ очень прост – у меня у самой дома в детстве интересных и красочных игрушек не было, – грустно улыбается Лунина. – А так хотелось! Вот я и решила возродить то, чем славились умелицы нашего края.

Особенности народной куклы

Что такое народная кукла? Это прежде всего кукла, сделанная без шитья, то есть без помощи иголок, как и без помощи ножниц и других режущих-колющих инструментов. Создавались они из лоскутков, перевязывались нитками или остатками ткани. Делались эти куклы достаточно быстро: скрутила мама игрушку из тряпочек на скорую руку, дала ребенку, чтоб он играл да не отвлекал от важных дел, а сама пошла в огород хлопотать или кормить домашнюю скотину.

Можно выделить несколько отличительных особенностей народной русской куклы, в первую очередь отсутствие черт лица (считалось, что нарисованное лицо запрограммирует или даже испортит характер куклы. Его должен придумать сам ребенок). Чаще всего кукла воплощала женский образ и несла в себе определенный смысл.

– Например, мне очень нравятся так называемые куклы-перевертыши. Это двусторонняя кукла: с одной стороны, она в светлых одеждах, символизирует утро и день. То есть дает понять ребенку, что пора вставать, начинается новый день, – объясняет нам Лунина. – А с другой стороны, если куклу перевернуть на 180 градусов, вся она в темно-синем, ни одного светлого тона, а это значит настают вечер и ночь – пора ложиться спать. Или вот такая «философская кукла»: с одной стороны, она – девушка румяная с косой по пояс, перевернул – а она уже бабушка седая. Это напоминает о том, как быстро летит время.

Обычно кукол создавали из старой материи, обрезков ненужной одежды, оставшихся клочков ткани, которые уже никуда не используешь. Куклам принципиально не давали имен: считалось, что таким образом можно навлечь невзгоды на человека-тезку.

В каждом доме – свои куклы

Обрядовые куклы – это тоже важная часть в этом народном русском промысле. Можно выделить несколько: пасхальная кукла (использовали в качестве декоративных элементов декора, ставили на стол рядом с пасхальными крашеными яйцами), Кострома (делали в самом начале масленичной недели, хранили все семь дней, а в воскресенье торжественно сжигали), Купавка (мастерили игрушку к 7 июля, а на Ивана Купалу ее сплавляли по речке. По тому, как кукла себя поведет – вернется к берегу или попадет в водоворот, – предсказывали, каким будет остаток года).

– А мне по сердцу наша кукла-травница, – признается Нина Борисовна. – Такие у нас в Чкаловске делали местные умелицы в годы Великой Отечественной войны: у этих кукол более объемное туловище. И эти полости мамочки и бабушки наполняли всякими разными травами. В том числе теми, которые повышали иммунитет и отгоняли бактерии. И которыми полезно было дышать. Ребятишки играли ими и не болели. Я тоже делаю такие.

Кроме лоскутков в качестве материала использовалась и солома – тоже прочный и бюджетный материал.

– Удивительно, но в каждом доме получались свои, особенные куклы! Хотя технология и материалы были очень схожи. Почему так получалось, что вроде семьи живут на одной улице и в соседних домах, а куклы так непохожи? – размышляет Нина Борисовна. – Просто куклы несли отпечаток душевной среды каждой семьи, ее атмосферу, понимания жизни и безусловной родительской любви.

И сама возродила промысел, и других этим увлекла

Свои многочисленные работы – куклы разных стилей и размеров – Нина Борисовна Лунина первым показала, конечно, своим землякам. Выставка прошла в Центре ремесел Чкаловского района и так понравилась зрителям, что руководители центра решили создать в местном музее постоянную экспозицию чкаловской народной куклы работы Нины Луниной.

Мало того, местные жительницы попросили мастерицу учить и их этому рукоделию. Так образовался клуб «Лада». На занятия ходит несколько раз в неделю группа активисток, желающих овладеть этим ремеслом. «Мы ходим туда как на праздник, – признается одна из «учениц» Вера Федоровна Голошанова. – У меня в доме остались несколько обережных кукол, которые делала еще моя прапрабабушка. И вот теперь я сама делаю таких кукол.

А ее подруга и коллега по обучению Марина Леонидовна Осехина призналась, что дело это поначалу показалось ей сложным:

– На первых занятиях думала: нет, не мое это занятие – что-то крутить да вертеть. А теперь жду не дождусь, когда снова приду в наш клуб и буду крутить да вертеть. И куклы наши чкаловские всем на загляденье – яркие, нарядные, такие родные! И все с характером, на них интересно смотреть!

Как говорит Нина Лунина: «Хочется, чтобы все посмотрели на эти работы и поняли, какими талантливыми, творческими и мастеровитыми были наши предки!»

Александр Алешин

Фото автора


© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru