День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Метро и садовая архитектура

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://dengoroda-nn.ru/ru/component/k2/metro-i-sadovaya-arkhitektura#sigProGalleriaee314260cb
joomlamodniyportal.ru

В прошлом номере нашей газеты мы рассказывали о круглом столе в ННГАСУ, посвященном строительству метро в Нижнем Новгороде. Сегодня предоставляем слово директору архитектурно-ландшафтного центра «Архиленд» Ольге Ворониной. Ольга Николаевна – один из самых известных ландшафтных архитекторов России, принимала участие в благоустройстве Почаинского бульвара и многих знаковых территорий в Нижнем Новгороде.

Дань памяти

– Я говорила на круглом столе в ННГАСУ, как можно использовать пространство на выходе из новых станций метро в Нижнем Новгороде. В 2019 году в Москве возле метро «Баррикадная» мы воплотили в жизнь проект сада, сделанного на бетонной брусчатке. Название «Красный (красивый)» отражает широкий ассоциативный ряд русской столицы, ее садов различных эпох. Важным было подчеркнуть красный как цвет русского авангарда. «Красный сад» – дань памяти известному архитектору Константину Мельникову, возглавлявшему «Мастерскую парков культуры и отдыха СССР». Работа мастерской Мельникова во многом определила образ парков Москвы советского периода. Поэтому конструкция красной перголы в стиле русского авангарда проходит единой нитью через весь сад, демонстрируя взлеты и падения русского, а позднее советского садово-паркового искусства. Пергола функциональна, она формирует входы, места для отдыха, работы, настольных игр.

Пергола – специальный навес из деревянных или металлических брусьев, основа для вьющихся растений, которые должны создавать тень.

Динамика в течение лета

– Динамичность и изменение композиции сада в течение лета достигнуты схемой посадки растений. Растения посажены таким образом, чтобы каждый месяц архитектура сада менялась кардинально. Цветение растений в июне задает перпендикулярную ахроматичную структуру преимущественно черных и белых цветов, в июле рисунок красно-белых цветущих растений подчиняется продольному направлению перголы, а в августе–сентябре красный цветущий сад достигает апогея цветения, приобретая диагональную композицию. Эффект диагональной композиции достигается за счет многоуровневых посадок в местах пересечений линий.

История русского авангарда

– Растения в Красном саду повествуют о сложной и драматической истории русского авангарда. В одной половине – взлет архитектурной и социальной мысли советских архитекторов 1920-х годов. Взлет возник в начале 1920-х, после революции, от осознания «нового времени» и «нового человека», дуновения свободы и прогресса, возможностей индустриализации и научных открытий. Шахматные столы и «сад шахмат» показывают интеллектуальную основу всех архитектурных и градостроительных поисков. Образ «русского леса» отражает широту территорий СССР и гигантские масштабы советского градостроительного планирования. В то же время «березовый лес» показывает некий романтизм и утопичность архитектурных концепций начала XX века. Русские архитекторы и градостроители в начале становления СССР еще не были готовы к решению проблем роста индустриальных городов. Поэтому здесь «рельсы индустриализации» (белые скамьи-блоки) врезаются в русское поле, как метафора жестокого вторжения в природу ранней советской индустриализации.

Дорожка из металла

Во второй половине сада – драма: запрет архитектурных и градостроительных поисков, свободомыслия, появление «социалистического реализма» 1932 года как доминирующего представления о развитии искусства. В 1930 году журнал «Современная архитектура» был закрыт, а судьба многих его деятелей сложилась очень драматично – большинство были репрессированы. Поэтому в этой части сада больше темных растений, схема посадки более жесткая. Здесь появляются красные тумбы-скамейки, ассоциирующиеся с массовым и типовым строительством. Драма русского авангарда заключается в том, что в России об этом ярком периоде в истории архитектуры известно очень мало. Вдоль перголы проходит дорожка из металла, сквозь которую прорастают ростки этой памяти, но на эту дорогу мы боимся вступить.

«Красный сад» на Баррикадной создан в рамках международного конкурса и фестиваля «Цветочный джем»-2019. удостоен золотой медали в номинации «Большой выставочный сад» и диплома АЛАРОС.

Тактильные сады

– На круглом столе в ННГАСУ была презентована концепция тактильных модульных садов «Шестое чувство». Один из них установлен в Москве на выходе из метро. Концепция сенсорного (тактильного) сада позволяет приподнимать площадку с землей на некоторую высоту и высаживать там растения и деревья с компактной корневой системой. Это можно делать даже на крыше метро. Или у входов и выходов из метрополитена. В Москве такие вещи сейчас практикуются. Могли бы практиковаться и в Нижнем Новгороде. Я сделала презентацию, рассказав, как опыт сенсорных садов используют в Европе в условиях плотной городской застройки, когда совсем нет места для природы, высаживаются многолетние травы, злаки, кустарники. Визуальная культура таких садов не слишком яркая, зато экологичная. Растения можно посадить даже на трубах теплотрасс и канализации. По сути, это такая красивая трава. Некоторые из этих трав достигают высоты в человеческий рост. Используются летом. Зимой их можно срезать и складировать на месте произрастания этих трав снег, что в городе очень важно. В моей презентации показано, как это можно сделать в Нижнем Новгороде.

Сергей Анисимов

Фото из архива Ольги Ворониной

  • 021 (1879) 15.03.2023

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru