День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

История города глазами детей

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://dengoroda-nn.ru/ru/component/k2/istoriya-goroda-glazami-detej#sigProGalleria2a84d32e83
joomlamodniyportal.ru

В преддверии 800-летнего юбилея Нижнего Новгорода издается немало книг, повествующих об истории города и наших известных земляках. Чаще всего их авторы – солидные взрослые люди: краеведы, беллетристы, мемуаристы, поэты… Но создать интересную книгу о любимом городе, оказывается, могут и совсем юные нижегородцы. Как? Об этомв нашей статье.

Знаешь сам? Расскажи ровеснику!

Педагоги лицея № 87 имени Л. И. Новиковой, где учатся Захар Балашов (2-й класс) и Женя Волкова (1-й класс), около 30 лет используют разработанную здесь же авторскую программу по краеведению и знакомят учеников с прошлым Нижнего Новгорода, его достопримечательностями, достижениями известных нижегородцев.

Неудивительно, что ребята захотели сделать к дню рождения города книгу, которая помогла бы их ровесникам из других школ больше узнать о талантливых людях Нижегородского края.

Почему именно книга? По словам Жени и Захара, компьютерными презентациями их сверстников уже не удивишь. Можно было сделать большой красочный плакат, но чтобы его повесить в классе, нужно много свободного места. Вот и решили делать книгу, а чтобы она не напоминала скучный учебник, использовали технику pop-up, позволяющую с помощью вырезания, сгибания и приклеивания сделать из бумаги и картона объемные иллюстрации, которые могут складываться в плоские фигуры.

Методом проб и ошибок

Трудились над своей книгой Женя и Захар целых полгода. Помогала им преподаватель технологии, руководитель детского общественного объединения «Школа Юного Инженера» Татьяна Евгеньевна Галатонова.

– Сперва мы с ребятами выбирали героев, о которых им хотелось рассказать. Людей, прославивших наш город, много, и это оказалось непростым делом. Мы остановились на девяти именах, при этом постарались, чтобы на страницах книги присутствовали знаменитые нижегородцы разных исторических эпох, прославившиеся открытиями и выдающимися достижениями в различных областях: технике, литературе, изобразительном искусстве, музыке. Затем решали, какие объекты можно сделать объемными или интерактивными, и искали способы этого добиться. Технику pop-up на своих занятиях мы опробовали только в этом году – сделали первые выдвижные, раскладывающиеся и поворачивающиеся фигуры из картона и бумаги. Такая работа детей увлекла и оказалась им по силам. Могу сказать, что училась этой технике вместе с Женей и Захаром, – улыбается Татьяна Евгеньевна. – Мы вместе изучали, как это делается, смотрели видеоуроки, придумывали чертежи и методом проб и ошибок пришли к тому, что у нас получилось в итоге.

Женя и Захар рассказывают, что все объекты сначала не один раз делали в черновом варианте. Пробовали использовать разные материалы: от тонкой писчей бумаги до плотного картона и пришли к выводу, что для создания выразительной иллюстрации в одном объекте нужно сочетать материалы разной структуры, фактуры и плотности.

– Для черновых вариантов наших моделей мы использовали ватман, обычную бумагу и картон, а для чистового решили взять скрап-бумагу: она тонкая, но при этом прочная и очень красивая. Не сразу нашли подходящий клей. Сперва клеили клеем ПВА и увидели, что он делает нашу красивую бумагу волнистой. Клей «Момент» оказался более подходящим: прозрачный, склеивает детали очень прочно, не оставляет пятен. Но когда такой клей высыхает, на бумаге остается желтоватый оттенок. Тогда мы решили для своей книги подобрать скрап-бумагу таких тонов, чтобы этой желтизны не было заметно, – объясняет Захар.

– Черновые варианты нам нужны были не только чтобы подобрать подходящие материалы и клей, – добавляет Женя. – Мы на них смотрели, как у нас получаются объемные картинки и механизмы, что работает, а что нет. Переделывали, если было нужно. У нас долго не получался механизм «Водопад», но потом мы поняли, как его делать! На черновиках хорошо были видны ошибки, которые мы потом исправили в чистовике. Например, памятник Горькому у нас сначала получился неустойчивый. Чтобы добавить прочности, мы его «усилили», приклеив на сгибе деревянную шпажку.

Волшебная книга

Своей цели ребята добились: листать такую книжку нескучно даже взрослому. На каждом развороте есть объемная конструкция или работающий механизм. Чтобы познакомиться с оглавлением, нужно потянуть за рычаги маленькие плотные странички начинают переворачиваться (та самая техника «Водопад»). На развороте, посвященном Ивану Кулибину, можно «прокатить» императрицу Екатерину Вторую на винтовом лифте, изобретенном механиком-самоучкой. На страницах о фотохудожнике Андрее Карелине есть фотоаппарат, выполненный в технике оригами, которым можно понарошку «фотографировать».

Словно по волшебству, поднимаются перед нами памятники организаторам ополчения 1612 года Минину и Пожарскому, писателю Горькому и конструктору Алексееву, появляется домик Каширина, самолет Валерия Чкалова, пушка конструкции Василия Грабина, скульптуры Татьяны Холуёвой.

У создателей этой удивительной книги есть свои любимые герои, о которых они, конечно, рассказали на ее страницах: у Захара это создатель самой знаменитой пушки Второй мировой войны ЗИС-3 Василий Грабин, у Жени – конструктор Ростислав Алексеев, с которым работали ее прадедушка и прабабушка.

Оба юных инженера говорят, что делать книгу было сложно, но интересно, ведь для каждой страницы придумывали новую модель, использовали новый механизм: «Мы делали все своими руками и, пока трудились над книгой, узнали много способов изготовления поделок, которые потом применим в других работах». Результатом остались довольны: удивить и заинтересовать одноклассников получилось, правда, они не сразу поверили, что Захар и Женя такую сложную книгу сделали сами. «Но мы их тоже научим!» – смеются ребята.

Свою работу они представили на городском и областном конкурсах детского технического творчества. Мы очень надеемся, что эта удивительная книга не останется в одном экземпляре, а будет издана хотя бы небольшим тиражом и займет свое место в нижегородских школах и детских библиотеках в качестве увлекательного учебного пособия, которое поможет другим юным нижегородцам лучше узнать свой город и людей, доставивших ему славу.

Ольга Маркичева

Фото предоставлены Т. Е. Галатоновой

  • 040 (1662) 26.05.2021

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru