День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

Есть ли у русалки хвост?

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://dengoroda-nn.ru/ru/component/k2/est-li-u-rusalki-khvost#sigProGalleriacb974a0a4f
joomlamodniyportal.ru

В декабре в музее ННГУ имени Н. И. Лобачевского прошла публичная лекция «Фантастические твари Поволжья», посвященная мифическим созданиям, известным по сказкам и преданиям народов. О неведомых созданиях рассказывали сотрудники университета и архитектурно-этнографического музея-заповедника «Щелоковский хутор».

Не добрые и не злые

Представление человека о неведомом формировалось на протяжении нескольких веков. Это происходило под влиянием как природных условий, так и соседних народов, именно поэтому они имеют существенные отличия в разных регионах нашей необъятной страны.

Не секрет, что фантастические персонажи присутствуют в культуре любого народа. Как они появились? Что это – необходимость или невежество и предрассудки? Каким образом вера в эти создания передается из поколения в поколение?

 По словам специалиста-этнографа отдела древних и традиционных культур музея ННГУ Ольги Александровой, в науке нет такого термина, как «фантастические твари», зато есть «мифические» или «мифологические существа». Появление этих существ связано с ранними формами религии, когда человек старался одушевить окружающий его мир и придумывал себе богов. Отступив от анимизма (культ животного) и тотемизма (культ тотема), человек пришел к язычеству.

 – Языческие боги вели себя в точности как люди: женились, рожали детей, изменяли друг другу, наказывали друг друга, – рассказала Ольга Александрова. – Затем появилось единобожие, для территории Поволжья это преимущественно христианство. Но богов прошлого люди полностью не забыли, ведь им необходимо было регулировать свои отношения с миром: полями, лесами, реками. Вот и остался, например, всем нам известный леший, поверья о котором сохранились и посей день. Это дух леса, а лес играл очень важную роль в жизни человека, особенно в Нижегородской области. Урожай человек получал благодаря своему труду. А чтобы найти грибы и ягоды, он ничего не делал, это ему кто-то давал. Кто? Те самые духи.

Житель Поволжья даже после принятия христианства не ограничивался десятью заповедями. За порядками следили духи. А люди верили, что если в лесу нарочно сломать ветку, последует наказание, ибо на природе себя вести надо правильно.

Хлеб для лесовичка

 Кстати, изначально они не были ни добрыми, ни злыми, с ними строились договорные отношения. Это с принятием христианства они несколько демонизировались. Духи леса присутствуют в культуре всех поволжских финнов (марийцы, мордва), проживающих на территории нашей области. У марийцев дух леса назывался Ате-Малахай (лесная шапка), у мордвы целых два таких духа: у женщин – Вильава, у мужчинВиль-атя. До сих пор у людей, хранящих традиции и проживающих в лесных районах, сохранились обычаи общения с лесом.

– Когда они идут в лес, то кладут на пенек кусок хлеба – это жертва, – объясняет Ольга Александрова.

Человек опасался и уважал духов леса, ведь лес никогда не был освоенной территорией, и чтобы не попасть в беду, вести себя надо было осторожно. Дух леса мог не только навредить, но и помочь: дать грибы и ягоды, хороший лес на постройку дома, вывести из леса заблудившегося грибника.

Все те существа, которые остались от ранних форм религий, сохранились в таком фольклорном жанре, как быличка. Это рассказ вроде как об обыденной жизни, но есть там один элемент, который выпадает из обыденности, и он как раз является фантастическим. Например, есть былички, где рассказывается, как лешие выводили маленьких детей из леса или морочили охотников, превращаясь в разных зверей.

– Еще они могут превращаться в грибы, которые ты долго, долго собирал, а в итоге корзина пуста. Часто лесные духи могут принимать получеловеческий облик, у них может быть несколько ног или рук, отсутствовать уши или брови. В представлении мордвы существовала лесная женщина: большая, как дерево в лесу, и в то же время маленькая, как трава, когда она выходит на поле. Получается, что у этих духов нет облика, они постоянно меняются и могут превратиться во все, что есть в лесу.

Поцелуй рыбы и русалка на дереве

Духов воды в отличие от лесовичков огромное многообразие.

 – Иногда это водяной, а иногда огромный сом, который утаскивает на самое дно детей, которые далеко заплывают. В Васильсурске, который издревле известен своим рыболовным промыслом, самой главной рыбой в этом районе считалась стерлядь. Там верили в существование стерляжьего царя, который помогал с уловом. У рыбаков появился такой обычай: если ты поймал рыбу, обязательно поцелуй ее прямо в губы, это будет считаться своеобразным знаком благодарности.

 К духам воды также относятся русалки. Причем не те полуженщины-полурыбы, хвостатые создания из западных верований, а те, что сидят на ветвях. Обычно русалки – это девушки, которые неправильно повели себя в любовной истории, самоубийцы или проклятые. Так что никаких хвостов у наших русалок не было.

Духи быта

И мельник, и гончар тоже считались с нечистой силой, которая могла либо помочь, либо навредить их работе. Практически каждая хозяйственная постройка имела своего духа. В овине, где хранили зерно, был овинник, в бане – банник и т. д. Так же как и духи леса, злыми они не были. Были и желанные духи, например домовой – блюститель домашнего очага, которого приглашали жить с собой при переезде на новое место.

Нечистая сила

Подошла очередь продолжить лекцию Ольге Ляпаевой, заведующей отделом по научно-просветительской работе Щелоковского хутора. Для начала она поведала собравшимся об огненном змее, или летуне. Огненный змей появляется тогда, когда человек начинает сильно тосковать по умершему. Огненный змей прилетает человеку кометой и принимает образ покойного. Он может разговаривать и делать подарки скорбящему, но все они по истечении сорока дней превращаются в мусор. Огненный змей считается нечистой силой, который хочет свести человека в могилу.

Также Ольга Ляпаева рассказывала об оборотнях, с которыми сталкивались деревенские люди. Стоит отметить, что фактически эти оборотни не несли никакого вреда человеку, но здорово пугали людей, так как нарушали правила этого мира. Как и колдуны и ведьмы, которых люди обвиняют во всех своих бедах: неурожай, болезни, плохой удой. Все эти мистические факты сотрудники вуза черпают из рассказов стариков во время этнографических экспедиций.

Эта лекция проводилась в рамках проекта «Фантастические твари Поволжья», ставшего победителем грантового конкурса 2017 года благотворительной программы «Музейный гид» благотворительного фонда В. Потанина. Ближайшая лекция состоится весной и тоже будет посвящена мистическим существам.

Дарья Королева

Фото из интернета

  • 001 (1273) 10.01.2018

© 2024  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru