День города

                                                          Мы в соцсетях:     vk  

«День подлинника» в нижегородских школах

  •  
Посмотрите вложенную галерею изображения онлайн в:
http://dengoroda-nn.ru/ru/component/k2/den-podlinnika-v-nizhegorodskikh-shkolakh#sigProGalleria287964bde4
joomlamodniyportal.ru

В течение всего 2021 года в Нижнем Новгороде проходила череда событий, приуроченных к 800-летию города, в рамках которых нижегородцы знакомились с его историей, культурными достопримечательностями, судьбами выдающихся земляков. Об одном из проектов, в рамках которого в нескольких школах прошли «Дни подлинника» – встречи с настоящими живописными произведениями музейного уровня, – мы сегодня расскажем подробнее.

Предыстория

Напомним: с 2019 года в нашем городе при поддержке нижегородской городской администрации реализуется программа «Культурный район». Обычно марафоны культурных событий проходят в двух районах Нижнего Новгорода, которые выбираются жеребьевкой. Так, в 2019 году программа была реализована в Сормовском и Автозаводском районах. В 2020 году жребий вытянули Московский и Советский районы, но из-за начавшейся пандемии COVID-19 запланированные мероприятия прошли там только в 2021 году. Однако если бы яркие культурные события в юбилейный для города год состоялись только в двух районах Нижнего Новгорода – это было бы, пожалуй, не вполне справедливо. Администрация города обратилась к экспертам «Культурного района» с просьбой разработать специальную программу мероприятий, чтобы в год 800-летия ни один район не остался без внимания и в каждом происходило бы что-то запоминающееся и интересное.

Так родился замысел программы «Районные истории», мероприятия которой, схожие по смыслу между собой, были распределены по всем районам города в равных пропорциях. В результате были реализованы 6 проектов, объединивших более 100 различных событий. Вот что происходило в каждом из 8 районов города: архитектурный конкурс «Виды на забор», экскурсионный марафон «Нижегородские открытия», концерты старинной музыки «Дух ветра», праздничная программа «Музей советского двора», походы «Лесные прогулки в городе» и школьный проект «День подлинника». В ходе экскурсий «Нижегородские открытия» туристы и жители города посетили 100 бесплатных экскурсий по обновленным к юбилею Нижнего общественным пространствам и увидеть, как изменился и похорошел город в год своего юбилея. Участники «Лесных прогулок» посещали уголки дикой природы, сохранившиеся в городской черте, знакомились с особенностями флоры и фауны нашего города.

Идея проекта «День подлинника», также состоявшегося в рамках программы «Районные истории», возникла не на пустом месте. Еще в декабре 2019 года в ходе городской программы «Культурный район» был реализован необычный формат школьного события. На встречу со старшеклассниками школы № 126 Автозаводского района был «приглашен» настоящий «английский гость»: живописный подлинник музейного качества – портрет работы Томаса Гейнсборо, известного английского живописца и гравера XVIII века. Произошло это событие в тот самый день, когда выставка Гейнсборо открылась в Пушкинском музее в Москве.

Музей «приходит» в школу

Ученики десятого класса подготовили свои исследования, связанные с малоизвестной работой Гейнсборо, и поделились тем, что узнали, со своими одноклассниками. В актовом зале школы в тот день царила совершенно особенная атмосфера, ведь «кусочек музея» неожиданно для всех оказался в стенах учебного заведения.

Памятуя об удачной встрече подростков с подлинным искусством, организаторы «Районных историй» решили этот опыт повторить. Как рассказала нам одна из руководителей программы директор Волго-Вятского филиала ГМИИ имени Пушкина Анна Гор:

– Мы надеялись, что в каждом районе Нижнего Новгорода найдется хотя бы одна школа, которая «впишется» в эту историю, примет на своей территории подлинное произведение живописи, а заинтересованные учащиеся предварительно с ним поработают: исследуют полотно в разных направлениях, которые им подскажет сама картина. В итоге такие школы были найдены, а в Нижегородском районе их оказалось даже две: гимназия № 13 и школа № 22, где есть программа углубленного изучения изобразительного искусства. Поэтому в нашем проекте принимали участие не восемь, как мы изначально планировали, а девять нижегородских школ. Проект «День подлинника» продолжался три месяца. В октябре–ноябре небольшие группы старшеклассников знакомились с репродукциями картин и с помощью школьных педагогов и наших сотрудников готовили свои исследования. Это было совсем непросто, ведь для изучения им предложили репродукции не известных во всем мире шедевров, а картин художников так называемого «второго ряда», информации о творчестве которых в общедоступных источниках очень мало. Ребятам пришлось изучать специальную литературу, искать и переводить иностранные источники. Наконец, в декабре сами картины (девять подлинных живописных полотен разных сюжетов и разных авторов XVII и XVIII веков) «приехали» в школы. Юные искусствоведы впервые увидели их в подлиннике, а затем в формате мини-конференций познакомили одноклассников с результатами своих изысканий.

Такие выставки одной картины в обычных школах стали возможны благодаря поддержке нижегородской городской администрации и участию в проекте «День подлинника» единственного в нашем городе собирателя старой европейской живописи. Стоит отметить, что проект этот совершенно уникальный, ведь к такой форме работы очень редко обращаются даже самые крупные художественные музеи мира. Совсем скоро состоится заключительное мероприятие, в рамках которого в Волго-Вятском филиале ГМИИ имени Пушкина состоится встреча участников проекта и мини-выставка, где будут представлены все девять картин, побывавших в разных школах Нижнего.

Первый импульс

– В приобщении молодежи к миру искусства всегда есть проблема, которая в музейной практике называется «точка первого входа». Конечно, можно «пригнать» школьников в музей или картинную галерею в порядке принудительной экскурсии, но это будет обязаловка, из которой вряд ли получится что-то хорошее. Важно, чтобы человек приходил в музей потому, что это нужно ему самому. Однако такой интерес на пустом месте не появится, его надо специально организовать. Когда подлинная картина, которой на самом деле 350–400 лет, приезжает в школу, формируется особенная аура другой эпохи, ее «настоящести». Это непременно воздействует на ребят, побуждает начать знакомиться с искусством, размышлять и читать о нем, посещать музеи, – считает Анна Гор. – Во всех школах мы наблюдали необычную, торжественную встречу картины. Удивлены были и педагоги, и дети. Учителя признавались, что впервые присутствуют при таком событии. Школьники, не принимавшие участия в проекте, тоже хотели посмотреть на картину, и учителя специально подводили к ней целые классы. Разъяснения им давали старшеклассники – участники нашего проекта. Таким образом, они попробовали себя в роли и искусствоведов, и экскурсоводов. Поначалу было заметно, что дети немного растеряны, ведь они имели дело с материалом, с которым в школе не знакомят. Но в процессе общения школьники отбрасывали свое смущение и начинали размышлять вслух, обсуждать увиденное и услышанное с одноклассниками. Так возле картин завязывались беседы и даже споры о том, что можно считать высоким искусством, а что – нет. Кого мы можем назвать настоящим художником? Как понять, какое живописное полотно достойно занять место в музее или художественной галерее? Все это очень важные вопросы. С одной стороны, можно смотреть на произведения искусства непредвзято, оценивая их с позиции «нравится или не нравится». А с другой – нужно понимать, что простого искусства не бывает и нельзя говорить: «Ой, эта старая живопись! Да чего я о ней не знаю? Я уже ее видел, однажды целых полчаса в музее провел!» Чтобы разбираться в искусстве, нужно формировать и нарабатывать навык общения с ним. Как раз это и происходило на наших глазах в «Дни подлинника». Конечно, это сложно превратить в массовую практику, все-таки такой показ старинных живописных полотен в обычных школах – дело затратное. Нужно организовать специальные условия для перевозки картин, обеспечить транспорт, сопровождение и охрану. Мы очень благодарны за поддержку министерству культуры Нижегородской области и департаменту культуры администрации Нижнего Новгорода, благодаря которой и стало возможно провести для детей такие запоминающиеся события. Мы не хотим отпускать участников этого проекта из поля зрения и планируем в следующем году организовать что-то вроде клуба юных искусствоведов на базе Арсенала.

Совершенно новые эмоции

Мы побывали на «Дне подлинника» в двух школах и попросили учеников поделиться впечатлениями. Вот что нам рассказали десятиклассницы Александра Куделькина и Анна Гречишкина (гимназия № 13, Нижегородский район):

– Мы с девочками собирали информацию, изучали саму картину и эпоху, когда она была создана. Нам было непросто, но интересно. Это был уникальный опыт, и мы очень рады, что участвовали в этом проекте. Для нас это была возможность познакомиться с историей, культурой и искусством другой страны, мы получили много новых знаний. Саму картину мы заранее не видели, работали только с цифровой копией «Портрета семьи» неизвестного голландского художника XVII века. Нам казалось, что мы ее досконально изучили и уже ничего нового не увидим, но оказалось, что все совсем по-другому! Видно, что на подлиннике более глубокие краски, которые ни одна копия не передает, у нее другой масштаб, и в итоге получается совсем новое восприятие самой картины.

– Мы два месяца рассматривали «Рыночную сцену с господином, покупающим коренья» неизвестного художника XVII века только на экране. И когда подлинник привезли к нам в школу, мы тоже увидели его впервые, как и наши одноклассники, и были впечатлены. Увидеть настоящую картину – это дает совсем другие ощущения, совершенно новые эмоции. Мы поняли, что не зря два месяца вели сложную работу по изучению этой картины – оно того стоило, – рассказали Виктория и Екатерина Базылевич и Олеся Кобякова, девятиклассницы гимназии № 53 Советского района.

Десятиклассники той же школы Елизавета, Матвей и Николай, присутствовавшие на мини-конференции и принимавшие активное участие в обсуждении, тоже поделились с нами впечатлениями:

– Эта «встреча с искусством» была очень информативной. Мы с интересом слушали наших ровесников и сотрудников Арсенала. Девочки наши молодцы, они проделали большую работу и рассказывали очень хорошо. Конечно, тема классического искусства очень сложная. Об этой картине, которую привезли сегодня в нашу гимназию, известно мало, и мы можем только строить догадки, выдвигать свои гипотезы. Для более полного восприятия и понимания этого живописного произведения нам не хватает знания контекста. Картине около 400 лет, это далекая, малопонятная нам эпоха. Сегодняшняя встреча заставила нас задуматься, что такое искусство и по каким критериям мы можем судить о нем, оценивать разные его произведения.

Ольга Маркичева

Фото предоставлены организаторами проекта

  • 107 (1729) 22.12.2021

© 2022  Еженедельная городская газета "День города. Нижний Новгород"    support@dengoroda-nn.ru