Во Всероссийском союзе страховщиков отмечают рост жалоб россиян в страховые медицинские организации на доступность и качество медицинской помощи по программе обязательного медицинского страхования (ОМС). Только в октябре 2021 года число жалоб с учетом обращений по лечению коронавирусной инфекции COVID-19 составило 140,2 тысячи, без учета COVID-19 – 113,9 тысячи. Как сейчас работают медицинские организации? Почему порой отказывают больным в плановой госпитализации, рассказала член Совета по медицинскому страхованию Всероссийского союза страховщиков Надежда Гришина.
Кто в плане
По ее словам, медицинские организации в этом году продолжают работать по временным правилам, которые введены в марте 2020 года приказом Минздрава России в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19. В конце прошлого года министерство продлило особый порядок на 2022 год.
– Этот порядок направлен на снижение случаев заражения коронавирусом. Он предусматривает обязательное тестирование пациентов на коронавирус перед госпитализацией, размещение их в отдельных боксах до получения результатов анализов, регламентирует схемы маршрутизации пациентов с ОРВИ и внебольничной пневмонией, а также определяет оказание первичной медпомощи пациентам с подозрениями на коронавирус на дому, – сообщила Надежда Гришина.
Эксперт отметила, что этим приказом руководству медицинских организаций рекомендовано рассмотреть возможность переноса сроков оказания плановой медицинской помощи в стационарных условиях. Однако перенос сроков возможен только в тех случаях, когда это позволяет состояние пациента.
– Если требуются медицинские манипуляции, без которых возникнет угроза жизни и здоровью больного, то они должны быть выполнены в полном объеме и безотлагательно, – констатирует Надежда Гришина.
Так, лечение пациентов с онкозаболеваниями, болезнями сердечно-сосудистой и эндокринной системы, а также находящихся на заместительной почечной терапии (диализ) проводится в полном объеме. При этом посещения пациентов, находящихся на стационарном лечении, запрещены.Плановая госпитализация по ОМС, согласно временному порядку, проводится исключительно по направлению, выданному лечащим врачом медорганизации, к которой пациент прикреплен.
COVID-19 особого порядка
Безотлагательно и в полном объеме оказывается экстренная медицинская помощь. Для выезда к пациентам с признаками коронавируса служба скорой помощи определяет профильные бригады. Они должны обязательно госпитализировать всех, у кого высокая температура и сатурация менее 93%, а граждан старше 65 лет, страдающих хроническими заболеваниями, и беременных – даже с легкой формой протекания инфекции. Их помещают в отдельные больничные корпуса.
Кто с симптомами ОРВИ вызывает участкового врача на дом, рассматривается ими как потенциально зараженный коронавирусом. Первичную медпомощь таким гражданам рекомендовано оказывать преимущественно на дому.
– У заболевших должна быть возможность удаленно вызвать врача, дистанционно получать консультации по дальнейшему лечению и бесплатные лекарства, которые пациентам с подтвержденным COVID-19 врачи должны доставить на дом, – поясняет советник генерального директора страховой медицинской организации «Капитал-МС» Михаил Пушков.
Дальнейший прием несовершеннолетних пациентов с симптомами ОРВИ осуществляется, по его словам, в приемно-смотровых боксах и фильтр-боксах, а взрослых – в отдельных кабинетах, расположенных около дополнительного входа. Компьютерная томография, магнитно-резонансная томография, УЗИ сердечно-сосудистой системы и прочие исследования проводятся только по направлению, выданному лечащим врачом. Временный порядок приостанавливает проведение профилактических медосмотров и диспансеризации. Медорганизации смогут их проводить после отмены ограничительных мер.
А если у пациента есть подозрения, что его права нарушили, например отказывают в госпитализации, приеме у врача-специалиста и так далее, эксперты советуют обращаться в страховую компанию, с которой заключен договор обязательного медицинского страхования. Эту информацию можно посмотреть в своем полисе ОМС. Если телефон на полисе не указан, то его можно узнать на сайте страховой компании, позвонить, изложить проблему. После обращения страховой представитель свяжется с медорганизацией. По данным «Капитал-МС», 98% обращений в кол-центры заканчиваются быстрым решением проблемы.
Дарья Светланова
Фото из архива редакции